Пасхальное архипастырское поздравление митрополита леонтия. Святейший патриарх алексий принял поздравления с праздником пасхи христовой

"Мы празднуем победу над смертью"

Митрополит Варсонофий поздравил духовенство, монашествующих и мирян с Пасхой Христовой



ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, управляющего делами Московской Патриархии, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Церкви Христовой в Санкт-Петербургской митрополии

Возлюбленные о Господе Преосвященные владыки, всечестные отцы, братья и сестры!

В этот светоносный день, когда ликует вся Вселенная, примите, дорогие отцы, братия и сестры, сердечное поздравление с Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств - Пасхой Христовой.

Сегодня все наши храмы празднично украшены, мы молитвенно ликуем и воспеваем: "Просветимся торжеством и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением".

В этот день мы празднуем победу над смертью. Никто не мог победить смерть, а Христос это сделал. Господь наш Иисус Христос пришел на землю, Бесплотный Дух явился во плоти. Богочеловек добровольно взошел на Крест и умер в тяжких мучениях. Но, сойдя во ад, Он разрушил вереи и врата преисподней и вывел оттуда души уверовавших в Него и ввел в открытые Врата Царствия Небесного. Вселившиеся в Рай души праведников стали первыми наследниками Царства Божия.

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа - это не только самый великий и самый величественный христианский праздник. Это - триумф Божественной любви, которая вызывает в наших сердцах, во всем нашем естестве особенную, ни с чем не сравнимую духовную радость.

Пасхальная радость рождается от сознания величия подвига Сына Божия, понимания цены нашего спасения и представления о красоте, славе и сладости Пасхи вечной в Царстве Небесном, к которой все мы призваны и в которой в этот святой день мы все желаем друг друга удостоверить.

Наши уста сегодня неустанно восклицают идущий от сердца торжественный победный возглас: "Христос воскресе!"

Всего два слова, но какие! Как много в этих двух словах самой светлой, чистой, несказанной радости! Всякий раз они пробуждают в нас светлые и радостные чувства. Хочется произносить их без конца, слыша в ответ: "Воистину воскресе!"


Но как нам быть участниками этой победы? Ведь именно ради нашего спасения страдал, умер и вос­крес Христос.

Если мы, дорогие братья и сестры, обратимся к воскресшему Спасителю и не будем делать хотя бы того, чего не хотим, чтобы нам делали люди, - невечерняя Слава Небесного Царства ожидает нас. И на нас Господь изольет Свои безмерные милости, даст нам здоровье и успехи в святом труде, жизни и подвигах. Мы знаем, что Он все может, так как Вос­кресший Господь безмерно богат и силен.

Но не только лишь на словах мы должны восхвалять воскресшего из мертвых Господа Иисуса Христа, утверждая, что Своей крестной смертью и славным воскресением Он победил силу зла и открыл верующим путь к жизни вечной. Мы всей своей жизнью должны противостоять злу, насилию и вражде, являя любовь Христову ближним и дальним.

Нам необходимо полюбить храм Божий, стараться освящать каждое воскресное утро и праздники молитвой в нем. Мы живем в городе, имеющем не только глубокие культурные традиции и богатую событиями историю. Санкт-Петербург назван в честь крепкого своей искренней верой святого апостола Христова Петра, освящен подвигом многих святителей и смертью новомучеников разного чина и сословия. Недалекие от нас по времени жизни, они показали, как можно спасаться и в современных условиях, как нужно любить Бога и Его Церковь. Наша обязанность как православных христиан быть их наследниками. Нужно стремиться быть достойными их трудов, быть звеньями одной цепи, приводящей ко Господу Богу. Не стоит думать, что для спасения нам нужно искать святыни в далеких городах и странах. Здесь, в каждом православном храме, где совершается великое Таинство Причащения, есть все необходимое нам для праведной жизни и спасения души.

Чтобы принять участие в светлом Празднике Воскресения Христова, в храм святителя Луки Войно-Ясенецкого в Березниках собрались многие верующие горожане. Храм встретил всех верующих в воскресение Христово мягким и светлым обликом, обновленным праздничным убранством и особой тишиной, предвкушающей Праздников Праздник!

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла со светлым праздником Пасхи

Поздравление с Пасхой митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия

«Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения! Господь сподобил нас и в этом году достигнуть этого дня и слиться в общей радости со всей святой Церковью. К этому празднику все мы готовились по-разному. Во время Великого поста Церковь призывала нас к рассуждению, к самоанализу, к покаянию и сугубой молитве. Кто-то следовал этим призывам, кто-то нет, кто-то пытался, но не получилось. Тем не менее, сегодня все мы здесь, и наши души и сердца полны ликования. Эта радость наполняет нас, потому что воскрес Тот, кто открыл нам путь в вечную жизнь.

Церковь называет Христа новым Адамом. Про Адама мы знаем, что он был первым и единственным, от Бога ему было дано множество благ и власть над животными и птицами. Бог дал ему право и возможность быть рядом с Собой, но… Наш прародитель был выдворен за пределы Рая, и тем самым положил начало греховному пути человеческого естества. И это продолжалось до тех пор, пока не пришёл новый Адам, который принёс в жертву Себя, чтобы искупить грех первого Адама и всего человечества.

Поэтому так радуется душа наша, ведь Творец воскрес и разрушил пленение ада. Ранее все мы были пленниками ада, и выхода для нас не было. Но Господь не мог оставить своё творение в этом тёмном и беспросветном пребывании, потому что Он сотворил нас по любви. И тогда он приносит великую жертву – Своего Сына, чтобы искупить грех, который совершил Адам. Христос вывел из ада Адама и Еву, и множество людей вслед за ними.

А что случилось бы, если бы Христос не воскрес? Некоторые считают это вымыслом или мифом. Однако ни один вымысел не существовал в мире так долго, как существует Святая Церковь. Из истории мы знаем, как долго силы ада пытались одолеть Церковь и уничтожить христиан. И ничего у них не получилось. Ведь Господь сказал: «Я созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её до скончания века».

Апостол Павел говорил: «Если Христос не воскрес, то тщетна и вера наша». Я продолжу мысль: если бы Христос не воскрес, не было бы и христианских государств, и христианских мыслителей, писателей, художников, композиторов, не было бы христианской культуры и искусства, не было бы нашей цивилизации – такой, какой мы её знаем. Что сталось бы с человечеством, утратившим высокие идеалы нравственности, построенные на христианстве?..

Да, мы не всегда стремимся следовать за Христом. Но путь к Нему открыт для нас всегда».





ИА "ТИРАС", публикует поздравление со светлым праздником Пасхой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла обращенное к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и простым мирянам.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими радостными и жизнеутверждающими словами сердечно приветствую всех вас, дорогие мои, и поздравляю с великим и спасительным праздником Пасхи.

Праздником праздников и торжеством из торжеств именует Церковь сей святой день устами одного из вселенских учителей святителя Григория Богослова. И в этом заключается глубокий духовный смысл, ибо «настолько Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» (Слово 45. На Святую Пасху). В славном Воскресении Господа Иисуса, ставшем важнейшим событием в истории спасения человеческого рода, заключается самый смысл и глубинная суть нашей веры, сердцевина и мощная сила христианского послания миру. Вся наша проповедь в эти дни умещается всего в два слова. «Христос воскресе! - Сказав сие, что могу сказать более? Все сказано!» - восклицает святитель Филарет, митрополит Московский (Слово в день Святой Пасхи, 18 апреля 1826 года).

История человечества после грехопадения Адама - это история непрерывной борьбы добра со злом. Проявив непослушание Создателю, люди впустили в свою жизнь и в мир грех, а вместе с ним страдания и болезни, тление и смерть. Но, самое главное, грех разлучил людей с Богом, Который зла не сотворил и чужд всякой неправды. Ни один праведник не был способен преодолеть это трагическое разделение, эту огромную духовную пропасть, поскольку исключительно человеческими силами сделать это невозможно. И потому, как говорит святитель Григорий Богослов, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить» (Слово 45. На Святую Пасху).

Иными словами, Воскресение Христово стало тем прорывом в вечность, благодаря которому была преодолена человеческая ограниченность и утолена жажда единения с Богом. Пасха - это торжество безграничной любви Творца к людям, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Но что значит праздновать Пасху в мире, отягощенном болью и страданиями, изнемогающем от войн и конфликтов, полном ненависти и злобы? Что значит петь «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», когда смерть остается очевидным завершением земной жизни каждого из нас? Безусловно, Пасха не отменяет реального присутствия смерти во Вселенной, но теперь человеческая боль и трагедия земного бытия превозмогаются Воскресшим Господом Иисусом, даровавшим нам, его ученикам и последователям, необоримую надежду на обретение вечной жизни. Смерть отныне для нас, христиан, - более не разлука, но радостная встреча и чаемое воссоединение с Богом.

Христос, первенец из умерших (1 Кор. 15:20), показал нам единственно возможный путь преодоления греха и смерти. Это путь любви. И об этой любви мы призваны свидетельствовать всему миру. И свидетельствовать призваны в первую очередь примером собственной жизни, ибо по тому узнают все, что мы ученики Спасителя, если будем иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

Любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенств (Кол. 3:14), - это наивысшая и величайшая из христианских добродетелей. С переходом в вечность, когда мы сподобимся узреть Самого Господа, наша вера превратится в знание, а надежда на спасение по милости Божией достигнет осуществления. Однако же любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13, 8) и никогда не изменится.

Как замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему (Аскетические опыты. О любви к ближнему). А что значит «совершенная любовь»? Это любовь, которая простирается до любви к незнакомым людям, к недоброжелателям и даже к врагам. Это любовь жертвенная, которая превосходит всякое человеческое разумение, поскольку не укладывается в рамки обыденной житейской логики. Стяжать ее можно через духовный подвиг, привлекающий благодать Божию, которая и дарует нам возможность отвечать любовью на ненависть и добром на зло.

Именно такую любовь явил к нам Христос, ради нашего спасения претерпевший страшные унижения, крестные страдания и мучительную смерть. Его всепобеждающей и все наполняющей любовью был до основания сокрушен ад, а для всего человечества открыты, наконец, врата рая. В любых обстоятельствах жизни мы призваны помнить о том, что на самом деле силы зла иллюзорны и не столь велики, ибо не могут сравниться с силами любви и добра, единый источник которых - Бог. Будем помнить и о том, что лучший ответ и действенное средство противления греху и неправде - наша искренняя и исходящая из глубины сердца молитва, и прежде всего - молитва соборная, возносимая в храме за богослужением, наипаче же - приобщение Телу и Крови Самого Спасителя в Таинстве Евхаристии.

Переживая ныне великую пасхальную радость и созерцая с благоговением и трепетом Восставшего от Гроба Христа Жизнодавца, поделимся же сей спасительной вестью с ближними и дальними, дабы и они узрели неизреченное сияние Божественной любви и вместе с нами благословили и прославили всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Превосходящий всякое разумение спасительный свет Воскресения Христова да озаряет неизменно наш жизненный путь, просвещая и утешая нас, делая причастниками и наследниками Небесного Царствия.

Радуйтесь, дорогие мои, ибо

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС БОГ!

КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова, 2016 год

Как поздравить епископа, священника или диакона? Несколько слов о Церковном этикете

Поздравления православных людей друг друга с христианскими праздниками, в том числе и поздравления письменные, – это давняя традиция. Но годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся. Утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде. Незнание, казалось бы, самых простых вещей – как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди – братья и сестры во Христе – приветствовать друг друга – все это становится порой для новоначальных серьезной проблемой.

Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного этикета . Вот только один пример из горького опыта новоначальных. Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения.

Как правильно поздравить с тем или иным христианским праздником? Как правильно оформить письмо или письменное поздравление, особенно если оно адресовано духовному лицу?

В море православной литературы, издающейся сейчас, практически нет ничего на эту тему.

Обращение к духовенству

В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон – помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.

К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной».

Формы обращения к священнику

Существует несколько форм обращения. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?» или, если о нем, то говорят: «Батюшка сейчас совершает требы», «Батюшка вернулся из поездки».

Кроме этой, разговорной, формы, есть другая – более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…», «Отец Богдан посоветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев».

В какой форме – на «ты» или на «вы» – нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.

Как здороваться со священником?

По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.

Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!» Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

Правила общения мирян

Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени. Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергей, Сережа, а не Серьга, Серый, Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах. Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.

Обращение в монастырях

Обращение в монастырях следующее. В мужском монастыре к наместнику, который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите». Более официальное обращение – «Ваше Высокопреподобие» – это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» – если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник», или по имени «отец Иннокентий».

К благочинному, первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указанием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат».

В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка».

В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать Елизавета».

Обращение к архиерею

К архиерею обращаются: «Владыко»: «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже – Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…» В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».

Обращение к архиепископу, митрополиту, Патриарху

К архиепископу и митрополиту обращаются: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвяшеннейший Владыко», в третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам…» К Патриарху обращаются так: «Ваше Святейшество», «Святейший Владыко». В третьем лице: «Его Святейшество».

Письмо можно начать словами: «Владыко, благословите». Или: «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите.» В правом углу листа ставится дата и указание святого, память которого Церковь чтит в этот лень или другой церковный праздник, выпавший на этот день. К примеру:

27 августа
Предпразднство Успения
Пресвятой Богородицы

Или:

Приведем в качестве примера отрывки из письма Святителя Афанасия (Сахарова) к архиепископу Онисиму (Фестинову):

17 июля 1957 года
пос. Петушки Владимирской обл.
Св. благоверного великого
князя Андрея Боголюбского

ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО,
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО
И МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ!

Приветствую Вас с праздником создателя соборного храма и первого собирателя Русской земли. Приветствую и с завтрашним праздником преподобного Сергия, Вашего небесного покровителя.

Нередко слышу о Ваших недомоганиях. От всего сердца желаю, чтобы Господь за молитвы чудотворцев Владимирских и преподобного Сергия уврачевал Ваши недуги и чтобы ничто не мешало Вам участвовать в торжествах нашего соборного храма…

К Патриарху обращаются: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко». Приведем часть письма, написанного Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) Святителем Афанасием (Сахаровым).

Его Святейшеству,
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси
Алексию

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО,
СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ПАТРИАРХ,
МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ И ОТЕЦ!

Сыновне приветствую Вас с восьмидесятилетием. Молю Бога, да даст Вам достигнуть старости еще более маститой, и если не достигнуть лет патриарха Иакова, то хотя бы сравняться с годами жизни с его любимым сыном Иосифом.

Молю Бога, да укрепит Ваши силы, духовные и телесные, и да поможет Вам многие, многие годы, до конца дней

Ваших мудро окормлять корабль Церковный, право править слово истины и совершать подвиг молитвенника за Церковь Православную и за Русскую землю.

Поздравления с праздниками

Письма и письменные поздравления – древнейшая форма общения православных. Эта традиция идет еще с апостольских времен. Велико и бесценно эпистолярное наследие церковных писателей. Существуют блистательные образцы переписки простых верующих.

«У нас, православных, каждый день праздник», – говорят иногда как бы в шутку верующие. И действительно. Церковный календарь – это сплошной праздник. Письменные поздравления верующих с Пасхой, Рождеством Христовым, престольным праздником или днем Ангела – важное и радостное для каждого христианина событие. Надо знать, что здесь существуют определенные правила, или, точнее, установившиеся формы написания письменных поздравлений к тому или иному празднику. С чего начать такое послание? Если это поздравление какого-либо духовного лица, то надо знать, как правильно к нему обратиться (о чем говорилось выше).

Как поздравить с Пасхой

В ряду Господних праздников праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

При конце утрени, после пения «друг друга обымем, рцем братие! И ненавидящим нас простим все воскресением » – все верующие начинают приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе » и христосоваться, целуя друг друга в щеку трижды.

Радостное пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос Воскресе!» и отвечали: «Воистину Воскресе!» Взаимное лобызание – это выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Весь период от Пасхи до отдания праздника, то есть сорок дней, первыми словами приветствия у христиан являются слова «Христос Воскресе!», а в ответ говорят: «Воистину Воскресе!» Письменное поздравление с Пасхой тоже начинается словами «Христос Воскресе!». Можно выделить эти слова красным цветом. Если вы поздравляете не духовное лицо, а мирянина, лучше всего обратиться так: «Дорогой брат (или сестра) во Христе!» или просто по имени:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сердечно приветствую Вас, Верочка, родная моя, с Светлым Праздником Воскресения Христова.

Молю Бога, чтобы свет Воскресения всегда озарял Ваш путь. Чтобы Солнце правды – Христос всегда согревал Вас…

К священнику, которого вы близко знаете, можно обратиться «Дорогой батюшка!» или «Дорогой батюшка, отец Иосиф…» Поздравления должны быть искренними и дышать любовью. Высоким образцом могут служить прекрасные, полные духовной радости поздравления отца Иоанна (Крестьянкина) .

ДОРОГОЙ ВО ХРИСТЕ БАТЮШКА!

Что это за чудесные слова! Как от них изменяется все вокруг нас и в нас самих. В этих словах и победная весть, и призыв к радости, и приветствие любви, и пожелание мира.

Произнося сии радостные слова, простираю свои руки к Вам, чтобы братски обнять Вас вместе с пасхальным троекратным целованием и пожелать Вам светлой радости, крепкого здоровья и сильного духа на служение вечному Архиерею Христу и святой Церкви Его.

Радуюсь вместе с Вами, родными Вашими и близкими о Воскресшем Христе.

Воистину Воскресе Христос!

Пасха Христова
1982 год

Ваш недостойный собрат и убогий богомолец.

Поздравительному посланию с Пасхой могут предшествовать слова из ирмосов, тропарей или песен пасхального канона. Приведем для примера выдержки из некоторых праздничных посланий отца Иоанна:

Светися, светися, новый Иерусалиме…
ДОРОГИЕ МОИ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! РАДУЙТЕСЯ! Услышим же сердцем первые слова Воскресшего Спасителя к женам-мироносицам: «Радуйтеся!

Или:

Воскресение Твое, Христе Спасе,

Ангели поют на небесех…

…Отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Воскресшего Христа во веки…

И вновь пасхальный благовест наполнил мир.

Или:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Смерти празднуем умерщвление…

Иного жития вечного начало…

Из поздравлений о. Иоанна (Крестьянкина)

Заканчивается поздравление с Пасхой всегда словами «Воистину Воскресе!», тоже выделенными красным. Торжественны, значительны и задушевны заключительные слова писем отца Иоанна:
Да охранит Воскресший Господь в жизнь вечную каждого делателя на ниве Своей, да умножит их силы и дерзновение в служении и соделает труд их многоплодным.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Пасха Христова
1992 год

С братским пасхальным целованием. Ваш собрат и богомолец…

Дорогие мои, веруем же во Свет и сынам Света будем и совостанем со Христом!

Воистину! Воистину!

Воистину Воскресе Христос!

Благодать Воскресшего Господа укрепит вас на пути спасения.

С любовью о Христе Ваш [подпись отца Иоанна (Крестьянкина)]

Поздравления и поздравительные послания с Рождеством Христовым

Праздник Рождества Христова по величию воспоминаемого события празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи. Святой Иоанн Златоуст называет праздник Рождества Христова «честнейшим и важнейшим всех праздников», «материю всех праздников». Радость этого события так велика, что Церковь издревле постановила весь день праздника сопровождать церковным звоном.

Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится в жилища верующих.

Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис.11:1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе – отрасль от корня Иессеева и цвет от него произрос Ты от Девы».

Украшение срубленных веток елок свечами, огнями и сладостями показывает, что наша природа – бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе – источнике жизни, света и радости – может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см. Гал.5:22–23).

В поздравлениях с Рождеством, в отличие от поздравлений с Пасхой, нет обязательной, освященной веками формулы, с которой бы оно начиналось. Это могут быть слова ирмоса из первой рождественской песни «Христос раждается, славите!»:

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!

Дорогая сестра во Христе Р.! Мои тебе поздравления с ныне рождающимся Христом и молитвенные пожелания возрастать всю жизнь во Христе в меру возраста Его. Как очистить сердце, чтобы приблизиться к великой благочестия тайне: «Бог явился во плоти?» Желаю тебе помощи Богомладенца Христа в богоугодных делах твоих.

Твой богомолец К.

Приведем одно из поздравлений с Рождеством Христовым святителя Афанасия (Сахарова):

СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ И НА ЗЕМЛИ МИР.

Милость Божия буди с Вами, родная моя Ольга Александровна!

Сердечно приветствую Вас с великим праздником и молитвенно благожелаю. Мир Божий да преисполнит сердца наши, да воцарится он не только в человецех благоволения, в людях доброй воли, но и во всем мире.

Призываю на Вас Божие благословение.

Спасайтесь о Господе.

* * *

Всечестнейшая Матушка игумения со всеми о Христе сестрами!

С великим праздником Рождества Христова поздравляю Вас, матушка, и всех сестер вверенной Вами святой обители.

К сожалению, в наше время поздравления зачастую отправляются и приходят не вовремя. Это дурная и неблагочестивая привычка. Несмотря на то, что Пасхе или Рождеству Христову предшествует многодневный тяжелый пост, а последние дни перед праздниками наполнены хлопотами и заботами – все же это не оправдание. Надо положить себе за правило: поздравлять со святыми праздниками вовремя.

Нужно ли праздновать новый год?

Нужно ли праздновать Новый год ? Многие православные люди, особенно из новоначальных, с жаром отвергают этот праздник, тем более что он приходится на Рождественский пост. Они считают, что у православных – другое время и что истинный Новый год может наступить по «старому стилю » только 14 января. На самом деле гражданское новолетие, или Новый год, Церковью не отвергается. Накануне гражданского Нового года совершается благодарственный молебен. Когда-то Новый год в России праздновался 1 сентября и совпадал с церковным новолетием. До сих пор именно в этот день начинается богослужебный круг. Лишь при Петре I гражданский Новый год перенесли на 1 января, как в Европе.

Отвечая на вопрос, нужно ли праздновать Новый год, отец Александр (Шергунов) говорит: «Вообще, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет нового года именно с него.

Участие в праздновании Нового года – это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.

Новый год для всех людей – особенно теплый праздник. Это – как повеяло весною, это – как весна среди зимы. Все чувствуют торжественность, и зло как бы уходит. Как бы человеку ни было плохо, у него, непонятно откуда, берется надежда, что может произойти чудо, что добро победит. В предновогодние дни человек как будто немного порхает – уже как будто не идет, а летит. Но что означает эта поэзия, откуда эта обновленность, будто каждый из нас не стареет на год, а молодеет на год – больше чем на год? Еще на год сократилась наша жизнь, и, может быть, наступающий новый год будет для кого-то из нас последним годом жизни. Еще на год сократилась наша жизнь, и еще на год приблизились мы к вечности. Вот где разгадка этого праздника. Может быть, юность еще ждет ослепительной новизны земных даров, но зрелость знает, что все повторится. Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и «нет ничего нового под солнцем». На земле – утомительная повторность, но с каждым годом мы приближаемся к той вечно новой, бесконечной новизне, которая от Бога, от вечности. Поэтому даже на войне под бомбежками, в смертельной опасности люди не могут не встречать Новый год. «Я хочу дожить хотя бы до Нового года», – говорит безнадежно больной. Не еще один год прожить на земле, а чтобы ощутить эту предновогоднюю легкость и радость. Бессмертная душа каждого человека по природе – христианка и неосознанно чувствует тайну, но только христиане понимают, что это значит. Новый год – это праздник всех людей. Он – как бы Рождество Христово для незнающих Бога. А нам, христианам, дано видеть, как Вечность вступает во время, приоткрывается значимость нашего пребывания на земле и ценность человеческой жизни во Христе Боге.

Столько горя и зла на нашей земле, и мы знаем, что в новом году нам не удастся избежать новых бед. Так хотелось бы хотя бы на время праздника об этом забыть, но это – мир, в котором мы стоим на пороге нового года. Но что бы ни было – в Новый год всем предлагаются дары, каждому дается новая возможность. В Новом годе присутствует какой-то блеск, каждый человек, как сказал один ребенок, чувствует себя немножко елочной игрушкой, он как бы озарен невидимым солнцем. С Новым годом, с новым счастьем!» В Рождественский пост выпадает немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. И в Новый год для православного человека нет ничего предосудительного сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина.

Поздравления с престольными праздниками

Праздничная трапеза

В престольный праздник поздравляют весь приход: настоятеля, матушку, и всех служителей храма, прихожан. В теплой обстановке давно знающих друг друга людей поздравить настоятеля и прихожан можно простым слогом, начав так: «Дорогого батюшку!» (или дорогого отца настоятеля) и всех прихожан поздравляем с престольным праздником – Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

Если же обстановка более официальная, то и слог должен быть строгий, официальный. К диакону, иерею, иеромонаху следует обратиться: «Ваше преподобие», к протоиерею, игумену, архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

За столом в приходской трапезной во главе стола (то есть в торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую сторону от него – следующий по старшинству священник. По левую – священник по чину. Рядом со священством сидит председатель приходского совета, члены совета, церковнослужители (псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей настоятель обычно благословляет трапезничать ближе к голове стола.

Если вы пришли в тот момент, когда большинство собравшихся за столом, то вы садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда укажет настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прошения, желают всем: «Ангела за трапезой» – и садятся на свободное место.

На праздничной трапезе соблюдают меру во всем: питье, еде, разговорах, шутках, продолжительности застолья.

Поздравления с днем Ангела. Праздничный стол, подарки

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день тезоименитства, день Ангела.

День Ангела – особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадский , и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас перед Богом… Дни рождения и именин должны быть преимущественно пред всеми другими днями буднями, обращать сердца и очи к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше Отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Православные люди посещают в дни своих именин храм, причащаются Святых Христовых Таин.

Дома с близкими людьми и гостями совершается трапеза. Смущение вызывает незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий в дом произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». На что хозяин отвечает: «Аминь». Или гость говорит: «Мир вашему дому», а хозяин отвечает: «С миром принимаем».

Приглашая гостей на такой праздник, желательно серьезно продумать состав гостей. Люди верующие и далекие от веры могут на таком празднике не найти общего языка. Человеку неверующему будут скучны и непонятны разговоры на духовные темы, и в результате он уйдет обиженным и с испорченным настроением. С другой стороны, на почве различного миропонимания могут возникнуть жаркие и даже оскорбительные споры и праздник будет забыт.

Но если приглашенный на пути к вере жаждет духовного, то такие встречи за столом могут пойти ему на пользу.

На праздничной трапезе, поздравляя именинника, обычно поют тропарь его святому, желая помощи небесного заступника. Кроме всего прочего, конечно, желают духовных плодов. И чтобы это пожелание действительно запечатлилось в сердце именинника, важно хорошо продумать заранее поздравительные слова и тосты.

Веселье за дружеским застольем естественно, но оно не должно переходить за грань.

Оживить и сделать полнее, интересней вечер могут хорошие записи духовной музыки или фильм о святых местах, но, разумеется, в меру.

Немаловажно правильно выбрать к такому особому празднику и подарки. Лучше, если они будут духовного плана – иконы, книги, что-нибудь из церковной утвари, сладости, цветы.

В завершение застолья именинник благодарит собравшихся за поздравления, а гости поют ему «Многая лета».

Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносят на ближайшую субботу, воскресенье или же вообще на Светлую седмицу.

При написании поздравления ко дню Ангела не забудьте пожелать самое главное – помощи небесного заступника.

Хочется привести поздравление святителя Афанасия (М. Сахарова), обращенное к известному московскому батюшке, «пастырю безбожных времен», священнику Николаю Голубцову :

Милость Божия буди с Вами, возлюбленный о Господе отец Николай!

Сердечно приветствую Вас с праздником святителя Николая. Горячо желаю, да молитвы святителя Николая хранят Вас на всех путях Вашей жизни, да содействуют Вам в устроении храма души Вашей и Вашей домашней церкви, в Вашем служении притекающим в Ваш храм людям православным.

Приведем еще несколько образцов поздравлений с днем Ангела.

Дорогой, родной, досточтимый и никогда не забываемый отец Владимир!

Сердечно поздравляю Вас с днем Вашего Ангела. Всей душой желаем Вам от Господа Бога здоровья, да укрепит Господь Бог Ваши духовные и телесные силы в подвиге пастырского служения на ниве Христовой на многая лета, многая лета.

* * *

Милую матушку и деток поздравляем с дорогим именинником.

С любовью о Господе всегда молящаяся о Вас духовная дочь.

* * *

Глубокоуважаемый отец Георгий!

Примите сердечные поздравления с днем Вашего Ангела. Да пошлет Вам Господь, молитвами Вашего великого покровителя, здоровье телесное и крепость духовную к ревностному прохождению Вашего пастырского служения.

* * *

Батюшка! Поздравляю Вас с Ангелом – предстателем Вашего спасения. Усердно желая Вам радоваться о Господе, прошу святых молитв Ваших и благословения. Воздаст Вам Господь за любовь Вашу и милостивые приветствия Ваши великою милостию Своею!

Свадебные поздравления и подарки

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных, знакомых, – от блеска свечей, от церковного пения как-то невольно становится празднично на душе.

После венчания молодых встречают у входа в дом иконой и хлебом-солью посаженые отец и мать или родители. И дальше гости продолжают праздник за столом.

Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвует на богоугодные дела.

Поздравления, тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания: о назначении христианского брака, что такое любовь в понимании Церкви, об обязанностях мужа и жены по Евангелию. О том, как важно построить настоящую христианскую семью – домашнюю церковь.

Свадьба церковных людей должна проходить в благочестивой обстановке с соблюдением благопристойности и меры.

Письменные поздравления со вступлением в брак содержат в себе те духовные пожелания, о которых писалось выше.

Поздравление может выглядеть так:

Дорогие Константин и Анна!

Примите искреннее поздравление со вступлением в законный брак, душевно желаем вам всех благ и милостей от Господа, Царицы Небесной.

Поздравляйте, братья и сестры, друг друга с нашими православными праздниками, делитесь той несказанной радостью, которую они нам дарят, и пусть наша брошюра поможет вам сделать это достойно и благочестиво.

Мир и Божие благоволение да будет с вами.


Из книги епископа Марка (Головкова) — «Церковный Протокол «

Преосвященным архиереям,
благоревностным священнослужителям
и всем верным и благоговейным чадам
Русской Православной Старообрядческой Церкви

Пасхальное архипастырское поздравление

Смерти празднуем умерщвение, адово разрушение,
иного живота вечнаго начало…

Преосвященные владыки, честные отцы и все возлюбленные о Христе братие и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Какая христианская душа не откликнется на эту самую радостную весть, которую когда-либо слышало ухо человеческое! Как счастливы мы, христиане, когда после пришествия на землю Господа нашего Исуса Христа можем отвечать на приветствие «Христос Воскресе!»: «Воистину Воскресе!»

Празднуя Пасху Господню, христиане празднуют полную победу жизни над смертью, победу Христа, стершего Своим Воскресением печать смерти со всего человечества. Праздник Воскресения есть праздник света и радости, он сливается с обновлением природы и от этого представляется еще более ликующим и торжественным. Подобное сочетание подчеркивает великое значение чудесного воскресения Христа, окрыляет и оживляет наши души и заставляет особенно искренно ответить на радостную весть «Христос Воскресе» возгласом «Воистину Воскресе!» Множество несчастий обрушилось на род человеческий после преступления заповеди Божией первым человеком. И самым страшным несчастием явилась смерть, перед которой люди были бессильны и воспринимали ее с глубокой скорбью и печалью. Спастись от проклятия смерти собственными силами человеку было невозможно, нужна была Божья помощь. И милосердный Бог

послал в мир Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Исус Христос принял на Себя грехи всех людей и, претерпев крестные муки и смерть, спас род человеческий.

Бог воплотился и умер, чтобы нам ожить, — пишет свт. Григорий Богослов.

Своим Воскресением Господь открыл врата спасения всем истинно верующим в Него и во Святую апостольскую Церковь. В знак этого пасхальная служба совершается при отворенных царских дверях, которые остаются открытыми в течение всей пасхальной недели.

Это поистине светлейший из всех христианских праздников. Таким он является как по славной победе воскресшего Господа над адом и смертью, так и по тем великим дарам, которые мы получили через эту победу. Получая великие дары благодати Божией, можем ли мы питать неприязнь к своему ближнему? Мы должны, получив эти дары, проникнуться всепрощением и искренней любовью друг к другу.

Сегодня, — говорит Григорий Нисский, — вся вселенная как одно семейство… оставив дела обыкновенныя, как бы по данному знаку обращается к молитве. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника.

Сегодня за торжественным богослужением, по словам церковной песни «Воскресения день! Просветимся торжеством и друг друга приимем!», христиане выражают свои чувства радости, взаимной любви и всепрощения в целовании христосования и взаимном пасхальном приветствии.

Припадая к стопам Воскресшего Спасителя, будем молить Его о мире всего мира, об утверждении истинной Христовой Веры, о благопоспешении и укреплении родного Отечества и иже во власти сущих и всех православных. Братие и сестры! От всей души поздравляю вас с торжеством торжеств и желаю провести его в светлой духовной радости, телесном здравии, благоденствии и молитвенном духе, воспевая ликующую песнь Воскресшему Христу:

Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити!

Да пребудет на вас мир и благодать Воскресшего из мертвых Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и мое архипастырское благословение. Аминь!

Божиею милостию смиренный
Митрополит Московский и всея Руси
Корнилий

Град Москва
Пасха Христова
2016 год