"подвижные игры и эстафеты с бегом и прыжками". “Встречная эстафета с бегом” Встречная эстафета с палочкой описание

Шайбу! Команда состоит из 10 - 12 человек. Команды становятся в колоны по одному. В руках у направляющих хоккейные клюшки и на полу по шайбе. Перед каждой командой стоит по 1 - 2 стойке, а на другой стороне площадки расположены ворота. За сигналом первые игроки бегут с шайбой и начинается игра.

Передача мяча в шеренге. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда строится в одну шеренгу. У первых игроков мяч в руках. По сигналу дети быстро передают мяч из рук в руки, в шеренге, в одном направлении. Последний поднимает мяч вверх и данная команда получает 1 балл. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

Пятнашки мячом. Учащиеся делятся на две команды. Игра начинается с середины поля. Команда, захватившая мяч, начинает бросать его в противника. Засчитывается только прямые попадания мяча. Члены команды пасуют мяч друг другу. Команда, которая произведет большее количество бросков по противнику в обусловленное время, считается победителем. При выполнении упражнения следить глазами за мячом.

Возьми последний. Играющие двух команд строятся в колонну по одному за общей линией старта. Впереди колонн, на расстоянии 20 метров расставлены в ряд городки, булавы, кубики, мячи и т. д. Предметов на 1 меньше общего числа участников обеих команд. По сигналу направляющие в колоннах бегут к предметам и берут по одному с краю (один берет справа, другой - слева), возвращаются назад, обегают свои колонны сзади и дотрагиваются рукой до очередного игрока своей колонны. Тогда тот стартует и выполняет тоже самое. Выигрывает команда, игрок которой возьмет последний предмет.

Снайперы. Дети встают в две колонны. На расстоянии 3м перед каждой колонной положить по обручу. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой и левой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла.

Воробьиный марш. Участвуют 2 команды, которые строятся за линией старта, в колонны по одному. Каждому участнику связывают ноги (можно скакалкой) ниже колен. По сигналу, первые номера продвигаются вперед прыжками. Достигают поворотного пункта, возвращаются обратно и касанием руки посылают в путь следующий участников. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее других.

Стакан воды . Дети располагаются на две команды и строятся в колонны один за другим. У первых игроков из каждой команды по стакану воды. На расстоянии 6м напротив каждой команды стоит по флажку. За сигналом ведущего первые игроки двух команд должны быстро должны добежать до флажка и вернуться назад, не разлив при этом воду. Потом передать стакан следующему игроку. Выигрывает та команда, которая справится с заданием первой.

Бег в мешках. Дети строятся в две колонны, расстояние между колоннами - 3 шага. Перед колоннами чертится линия старта. Игроки, которые стоят первыми, залазят в мешки. За сигналом ведущего, придерживая мешки руками возле пояса, они прыгают до обозначенного места (флажка, палочки, или другого предмета). Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылазят из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Пролезь через обручи. Все игроки делятся на две команды и строятся в колонны по одному. На расстоянии 3 и 5 м напротив каждой колонны лежат один за другим два обруча, а на расстоянии 7 м - мяч. За сигналом ведущего первые игроки каждой из команд бегут до первого обруча, останавливаются перед ним, берут его двумя руками, поднимают над головой, одевают обруч на себя, приседают, кладут обруч на пол, бегут ко второму обручу, встают в центр него, берут руками, поднимают над головой и опускают на пол. После этого игроки обегают мяч и возвращаются на свое место. Игру продолжает следующий ребенок. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием первой.

Быстрый поезд. Дети разбиваются на две команды. Игроки каждой команды строятся один за другим в колонну. Перед каждой командой на расстоянии 6 - 7 м поставлен флаг. Первый игрок в команде бежит к флажку обегает его и возвращается на место, где за него хватается следующий участник, и дети бегут к флагу вдвоем. Затем возвращаются и берут третьего и т. д., пока вся команда не обежит вокруг флажка. Побеждает та команда, которая закончит игру первой.

Переправа. Дети делятся на две команды, которые «отдыхают на речке». У каждой команды по обручу - это «лодка». Команды должны переплыть в «лодке» с одного берега на другой. Определяются линии старта и финиша. За сигналом ведущего первые игроки садятся в «лодку», берут с собой одного игрока и помогает ему переплыть на другой берег. Затем возвращаются за следующим. Можна брать с собой только одного пассажира. Команда, которая быстрее оказалась на другом берегу, выигрывает.

Переноска мячей. Участники делятся на две команды. Каждой команде выделяются различные предметы в ящиках. По сигналу воспитателя каждая команда должна захватить как можно больше предметов из ящика противника и перенести их в свой ящик. За одну пробежку разрешается брать только один предмет. Все команды в начале игры имеют одинаковое количество предметов. Побеждает команда, которая быстрее перенесет предметы в свой ящик.

Бег по кочкам. Играющие делятся на команды, игроки которых строятся в колонны по одному. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 - 1,5 м друг от друга, чертят кружки диаметром 30 - 40 см по прямой или извилистой линии.
По сигналу руководителя первые номера с эстафетной палочкой перепрыгивают из кружка в кружок, после чего кратчайшим путем возвращаются обратно и передают эстафетную палочку очередному игроку, который выполняет то же задание. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.
Варианты эстафет:
Встречная эстафета. Играющие делятся на две команды. Каждая в свою очередь делится пополам. Играющие выстраиваются друг против друга за линиями. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу). По команде: «Марш!» они начинают бег. Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящих команд, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив и т. д.

Эстафета заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил пробежки раньше.
Простая круговая эстафета. Играющие делятся на три-пять команд и встают в середине зала наподобие спиц колеса, повернувшись правым или левым боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч-шеренга является командой. Игроки, -крайние от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, мяч). По сигналу ведущего эти игроки бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных спиц, к своей спице и передают эстафету ожидающему с краю игроку, после чего встают на другой конец своей шеренги (ближе к центру команды). Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету игрок также обегает круг и передает ее третьему номеру и т. д. Когда начинавший игру окажется с краю и ему принесут эстафету, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой. По поднятой руке видно, кто закончил эстафету раньше. Правила запрещают во время обегания касаться стоящих игроков, а тем - мешать игрокам, совершавшим пробежки.


Большая эстафета.

На четырёх углах площадки ставят флажки, а в центре - большой флаг. Игроки делятся на три команды, которые строятся в колонны по одному недалеко от линии старта. От каждой команды вызываются к линии старта по одному бегуну. По сигналу они обегают четыре флажка и обежав до линии финиша (рядом со стартовой линией), передают эстафетную палочку вторым номерам, занявшим исходное положение на старте. Выигрывает команда, замыкающий игрок которой раньше закончит бег вокруг флажков. Он должен первым подбежать к центральному флагу и постучать по древку эстафетной палочкой. Малые флажки обегают с наружной стороны. Последний в команде игрок, прежде чем бежать к центральному флагу, должен обежать четвертый угловой флажок.


Эстафета - чехарда

Играющие делятся на две команды, которые становятся в колонны по одному параллельно одна другой. Расстояние между командами 3 - 4 м. Впереди каждой колонны на расстоянии 8− 12 м от начальной линии проводится круг (диаметром 1,5 м) или чертится прямоугольник. В него встают первые номера команд. Каждый опирается руками на одну ногу и, наклонившись вперед, прячет голову. По сигналу ведущего игроки, стоящие впереди в колоннах, бегут вперед и совершают опорный прыжок, отталкиваясь двумя ногами и опираясь руками о спину товарища (прыжок чехардой), и встают затем на его место. Игроки, через которых прыгали, бегут обратно к своим колоннам, касаются ладонью следующих игроков, после чего встают сзади своих команд. Получившие касание рукой, бегут вперед, совершают опорный прыжок и остаются в кружках и т. д. Игра кончается, когда все игроки закончат прыжки, то есть игрок, через которого совершили первый прыжок, перепрыгнув через товарища по команде, останется стоять в кружке, а тот, через которого прыгнули, пересечет линию старта, откуда игроки начинали бег.


Эстафета с мячом.

Игроки в командах построены в колонны по одному, дистанция между игроками 1−2 шага (в зависимости от способа передачи мяча). Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передается из рук в руки обусловленным способом и так же возвращается назад. Эстафета выполняется несколько раз подряд. Выигрывает команда первой закончившая передачи.
Эстафета - поезд. Перед командами, стоящими в колоннах проводится линия, а в 10 - 12 м от каждой из них ставятся стойки (набивные мячи). По сигналу первые номера команд обегают стойки (против часовой стрелки) и направляются к стартовой черте. Они пробегают мимо своей колонны, огибают ее сзади и снова бегут к стойкам. Когда они пробегают стартовую черту, к ним, обхватив за пояс, присоединяются вторые номера, и теперь уже игроки вдвоем обегают препятствие. После поворота вокруг команды к ним присоединяются третьи номера и т. д. Игра заканчивается, когда вся команда, изображающая вагончики поезда (не расцепляя рук), финиширует, то есть последний игрок пересечет линию старта. В игре большую нагрузку получают первые номера, поэтому при повторении участники в колоннах располагаются в обратном порядке.

«Встречная эстафета»

Участники строятся в колонны и располагаются друг против друга на расстоянии 15-20 м. У игроков, стоящих впереди колонн на одной стороне площадки, по волейбольному мячу. По команде «Марш!» игроки с мячами бегут к впереди стоящим второй половины своей команды, располагающимся напротив, отдают им мячи и встают в конце этой колонны. Игроки, получившие мячи, бегут к своей половине команды, стоящей напротив, отдают мячи очередным игрокам, встают в конце колонны и т.д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Между эстафетами следует выполнить упражнение на внимание.

«Эстафета с палочкой»

Команды выстраиваются в колонны. У первых игроков в руке эстафетная палочка. По сигналу учителя первые игроки, добежав до обусловленного места, возвращаются и, обегая свою колонну, передают палочку очередному участнику. Способ передачи эстафетной палочки разучивают заранее. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и допустившая меньшее количество ошибок.

В I четверти в каждом из младших классов в занятиях бегом важное внимание следует уделить укреплению сводов стопы. Принято считать, что мышцы стопы, регулярно работающие при ходьбе и беге, всегда достаточно тренированы. На самом деле это не так. Используя комплекс упражнений, поддерживающих и развивающих рессорные свойства стопы, следует защитить стопу от деформации ударных нагрузок, возникающих во время бега (рис. 3.1). Начинать укрепление мышц стопы надо на уроках физической культуры и далее продолжить в самостоятельных домашних заданиях.

Упражнения без опоры на стопу сидя или лежа.

  • 1. Работая стопой, сгибать и разгибать пальцы (рис. 3.1, а).
  • 2. Взяв стопу на себя, сгибать и разгибать пальцы (рис. 3.1, б).
  • 3. В среднем положении стопы, сгибать и разгибать пальцы с акцентом сначала на большой палец, а затем на мизинец, стремясь изогнуть стопу «пропеллером» (рис. 3.1, в).
  • 4. В среднем положении стопы согнуть пальцы, держать 6-8 с, затем распрямить пальцы, разведя их в стороны (рис. 3.1, г).
  • 5. Проделав каждое упражнение с возможным для себя числом повторений, можно переходить к упражнениям, нагруженным собственным весом.

Рис. 3.1.

Упражнения с опорой на стопу стоя.

И.и. - стоя, руки свободно вдоль тела, ноги вместе.

  • 1. «Гусеница» вперед. Сгибая пальцы, двигаться вперед (без толчка).
  • 2. «Гусеница» назад. Подтянуть пальцы к себе и изогнуть стопу, слегка наклониться вперед и перенести вес тела на переднюю часть стопы. Резко разгибая стопу и отталкиваясь пальцами, продвинуться назад. Это упражнение сложнее, чем предыдущее.

В заключение выполняют упражнения в ходьбе и беге.

  • 1. Ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, туловище держать прямо.
  • 2. Ходьба на пятках, не сгибая ноги и размахивая руками, как при обычной ходьбе.
  • 3. Ходьба на наружной части стопы перекатом от пятки к мизинцу. (Ноги слегка согнуть и развести в стороны, стоны ставить по одной линии.) Руки движутся, как при обычной ходьбе.

4. Медленный бег на носках, прыжки на носках на одной и обеих ногах, прыжки приставными шагами правым и левым боком вперед, прыжки в приседе на носках с поворотами вправо и влево или с продвижением вперед правым и левым боком. Можно включать и другие упражнения с различными исходными положениями рук: на поясе, за головой, в стороны, вперед. Каждое упражнение выполнять 1-2 мин, чередуя с обычной ходьбой (для отдыха).

После тренировки на траве, песке или упругих покрытиях объем нагрузок можно увеличить.

В 3-м классе продолжается обучение бегу с изменением частоты шагов. Дополнительно ставится задача научить детей по сигналу достаточно точно и быстро изменять длину шагов. Начиная с этого класса, в уроки физической культуры вводят бег на скорость, а также бег с попутным преодолением небольших препятствий.

При обучении бегу на скорость надо научить учащихся при быстром темпе сохранить все правильные рациональные движения и прямолинейность бега. Особое внимание следует уделить упражнениям, способствующим развитию частоты беговых шагов.

Последовательность обучения бегу на скорость может быть такой.

  • 1. Медленный бег с последующим ускорением. Здесь важно следить за сохранением легкости движений при ускорении и постановкой ноги с носка.
  • 2. Имитация движений рук, стоя на месте. Руки согнуть в локтях. Беговые движения руками начинают медленно, а затем ускоряют. Выполняют упражнение 2-3 раза по 10 с. Учитель обращает внимание учащихся на необходимость широких и свободных движений руками.
  • 3. Бег с ускорением на 20-25 м. Дистанция делится поперечными полосами на три отрезка. На первом отрезке ученики бегут в среднем темпе, на втором - темп бега возрастает, на третьем - становится быстрым. Затем учащиеся переходят на медленный бег и ходьбу. В начале обучения бег проводят шеренгами, затем группами по 4-6 человек.
  • 4. Бег на скорость до 40 м. Наносят линию старта, в 20-25 м от нее чертят поперечную линию, а еще через 15-20 м - линию финиша. Учащиеся, разогнавшись на первых 20-25 м, стремятся пробежать зону, отмеченную линиями, как можно быстрее. Упражнение выполняют группами в 4-5 человек или парами. Для лучшего развития быстроты пары составляют из равных по силам учащихся.
  • 5. Бег по «частой горизонтальной лестнице», т.е. по линиям, начерченным на площадке в 40 см одна от другой. Проводят его в форме соревнований между командами. Для развития быстроты бега применяют также игры-упражнения и подвижные игры.

Бег с попутным преодолением препятствий может включать в себя упражнения по обеганию, прыжкам, перелезанию, в равновесии. Изучение бега с преодолением препятствий начинают не ранее второго полугодия - после того, как учащиеся усвоят основы техники обегания или преодоления препятствий. Количество препятствий и степень трудности их преодоления от занятия к занятию должны возрастать. Сначала можно преодолевать только одно препятствие, например, на дистанции 20 м перепрыгнуть во время бега «ров» шириной 50-60 см. Затем количество разнородных препятствий может быть постепенно увеличено до двух-трех. Например, школьники должны пробежать отрезок в 20 м, перепрыгнуть «ров» или «вал», обежать «куст» («дерево»), пробежать по узкой, извилистой тропинке.

После того как учащиеся овладеют правильными бегом и ходьбой, преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий, можно переходить к смешанному передвижению на местности. Занятия на местности позволят применить полученные знания и навыки в естественных условиях. Для занятий подбирают слабопересеченную местность с различными препятствиями. Бег осуществляют в равномерном темпе и чередуют с обычной ходьбой. Длина дистанции смешанного передвижения может доходить до 150-200 м. На первых уроках отдельные пробежки должны быть небольшими, более половины общей дистанции смешанного передвижения проходят шагом. К концу обучения соотношение ходьбы и бега становится примерно равным.

В 3-4-м классах решается задача управления скоростью передвижения в беге на различных отрезках дистанции. Под умением длительно бегать следует подразумевать не только технические умения и навыки, но и то, что в спорте называется технико-тактической подготовкой. Здесь заостряется вопрос рационального распределения сил во время бега, управление скоростью передвижения, постановки дыхания. Младшие школьники, как правило, не умеют медленно и равномерно бегать и любой бег начинают с предельной для себя скорости. Для удержания равномерной скорости может использоваться следующий методический прием: на первом круге задается одинаковая скорость для всего класса, а примерно с трети или половины дистанции разрешается бежать в удобном для каждого ученика темпе. Однако стоит учителю, задав темп бега, вдруг по какой-то причине сойти с дистанции, дети тут же включают «реактивные скорости». В подобной ситуации можно использовать образные сравнения: попросить ребят назвать известные мультфильмы, в которых один из персонажей слишком быстро начинает бег, а потом на полпути вынужден остановиться, чтобы перевести дух. «Чтобы подобное не случилось с вами, следует усвоить истину перед выходом на беговую дорожку: реактивные скорости не включать!» И все же, несмотря на предупреждение, очень часто возникает примерно следующая ситуация: сильные пытаются обогнать как можно больше одноклассников, а потому начинают бег с повышенной скоростью; средние и слабые делают попытку не отстать от них и лишь два-три ученика из всего класса выполняют установку учителя и бегут в равномерном темпе. В связи с этим, очень целесообразна уже в начальной школе система учебных индивидуальных заданий. Одним ставится задача - постараться лидировать со старта до конца дистанции, другим - со старта начинать бег медленно, постепенно наращивая скорость, третьим - начать медленно, но к середине дистанции подтянуться к лидерам. У учащихся средней и более слабой групп свои задания: попеременное лидирование в каждой группе при равномерном темпе бега. Именно так в обучении школьников 1-4-го классов решаются задачи изучения и закрепления технико-тактических основ беговой подготовки.

ЭСТАФЕТЫ С БЕГОМ.

«Слалом»

Отряд делят на 3-4 команды по 7-10 человек. Команды строятся в колонны по одному за линией старта. От этой линии в 3-4 м впереди каждой команды устанавливают по 3-4 стойки на расстоянии 2-3 м друг от друга. По сигналу дети поочередно зигзагами обегают все стойки, тем же способом возвращаются назад и передают эстафету друг другу: 1) касаясь вытянутой руки товарища по команде; 2) отдавая мяч, палочку, флажок и др. Побеждает команда, первой закончившая эстафету или получившая наименьшую сумму мест для каждой пары (тройки, четверки - по количеству команд). Во внеклассных занятиях и в группах продленного дня эстафету можно проводить, используя велосипеды, самокаты.

«Челночный бег» (встречная эстафета).

Команды делятся на две подгруппы, которые строятся в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. В руках у направляющих палочки. По сигналу первые участники бегут на противоположную сторону, обегают вторую подгруппу и передают эстафету ее направляющему, после чего становятся в конец колонны. Участники, которым передали палочки, повторяют то же, обегая первую подгруппу и становясь у нее на левом фланге, и т.д. Побеждает команда, последний участник которой, обежав противоположную подгруппу, первым станет у нее впереди и поднимет вверх эстафетную палочку.

«Переправа в обручах».

Команды строятся в колонны по одному перед стартовой линией. В руках у первого гимнастический обруч. По команде два первых номера надевают обруч и перебегают на противоположную сторону площадки (зала) за линию, проведенную в 10 м от старта. Первый номер остается за финишной линией, а второй с обручем возвращается назад и повторяет то же задание с третьим номером. Затем он сам остается за линией противоположного «берега», а «переправу»» осуществляет третий номер, и так до конца. Побеждает команда, закончившая «переправу» раньше других.

ЭСТАФЕТЫ С ПРЫЖКАМИ

«Кузнечики».

Участвует несколько команд по 6-8 человек, которые строятся в одну шеренгу перед линией старта. По сигналу первые номера прыжками преодолевают дистанцию 8- 10 м туда и обратно. После передачи эстафеты (касания рукой) прыжки начинает следующий участник и т. д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Варианты: 1) прыжки на обеих ногах; 2) прыжки на одной (левой, правой) ноге; 3) в одну сторону на правой, обратно - на левой ноге.

«Кенгуру».

Команды строятся в колонны по одному перед стартовой линией. У направляющих между коленями зажаты волейбольные или футбольные мячи. По сигналу первые номера прыжками на обеих ногах продвигаются до обозначенного места (расстояние 6-8 м), огибают контрольную отметку (мяч, булаву, стойку), прыжками возвращаются назад, передают мяч следующим участникам эстафеты. Вторые номера повторяют задание и т. д. При потере мяча команде начисляется штрафное очко, а участник, допустивший ошибку, должен поднять мяч и продолжить упражнение. Побеждает команда, раньше других закончившая эстафету и получившая меньше штрафных очков. Варианты: 1) участник прыгает только до финишной линии и остается на ней, а мяч перекатывает по полу назад следующему игроку; 2) участник возвращается назад с мячом в руках; 3) участник возвращается с мячом назад до конца колонны и прокатывает мяч вперед между ногами играющих, которые стоят в положении ноги врозь.

«Эстафета с прыжками в длину».

Команды по 4-6 человек строятся в несколько колонн перед стартовой линией. Первые номера прыгают в длину с места толчком обеих. Приземление фиксируется по пяткам. С этого места выполняют прыжки вторые номера и т. д. Выигрывает команда, набравшая по сумме всех прыжков лучший результат. Варианты: I) прыжки в длину на одной (левой, правой) ноге; 2) прыжки боком (правым, левым) по направлению движения; 3) прыжки спиной вперед.

«Эстафета со скакалкой».

Команды строятся в колонны по одному, в руках направляющих короткие скакалки. По сигналу первые номера прыгают обусловленным способом через скакалку и, обогнув стойку, находящуюся на расстоянии 6 м, возвращаются назад, передавая скакалку следующим номерам и т. д. Варианты: 1) на каждый беговой шаг одно вращение скакалки; 2) прыжки на обеих ногах с промежуточными прыжками; 3) то же, но без промежуточных прыжков. Во всех вариантах во время передвижения количество оборотов скакалки оговорено (8-10 раз).

«Эстафета на велосипеде».

Участники эстафеты должны иметь необходимые навыки езды на велосипеде или самокате. По сигналу учителя дети поочередно объезжают зигзагами 4-5 стоек, установленных на расстоянии 2-3 м друг от друга, разворачиваются и тем же способом возвращаются назад. Побеждает участник, раньше других закончивший эстафету.

«Срочный пакет». Команды строятся в колонны по одному, у направляющих самокаты и сумки с пакетом. По сигналу направляющие змейкой объезжают 3-4 стоящие на одной прямой стойки (набивные мячи, кегли, булавы), проезжают «узкие ворота» (2 стойки, расстояние между которыми на несколько сантиметров шире руля), затем проезжают по коридору шириной 15-20см и длиной 3-4 м и под низкими воротами (планкой, установленной на 10- 15 см выше руля). Пройдя дистанцию, направляющие передают самокаты и сумки с пакетом следующим игрокам. За касание игроками стоек, планок и ограничительных линий начисляют штрафные очки. Выигрывает команда, первая и с меньшим количеством ошибок закончившая эстафету. Победителем может быть назван и участник, преодолевший дистанцию быстрее других, с меньшим количеством ошибок.

ЭСТАФЕТЫ С БОЛЬШИМИ МЯЧАМИ.

«Школа мяча».

Команды строятся в колонны по одному, в руках у направляющих мяч. Перед каждой колонной на полу нанесен круг диаметром 60-70 см. По сигналу направляющий ударяет мячом о пол двумя руками сверху вниз и становится в конец колонны. Мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание, и т. д. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.

«Мяч в корзину».

Команды строятся в колонны по одному перед линией броска, а руках у первых номеров по мячу. На расстоянии 2-4 м от направляющих стоят большие корзины (ящики). По сигналу учащиеся выполняют броски двумя руками снизу из стойки ноги врозь, стараясь забросить мяч в корзину. Выполнивший бросок переходит в конец колонны. Побеждает команда, у которой будет больше попаданий.

«Быстро и точно».

Команды строятся в колонны по одному перед линией броска, в руках у направляющих по мячу. На расстоянии 2 - 4 м перед каждой командой стоят корзины или другие цели. По сигналу первый игрок из исходного положения стойка ноги врозь бросает мяч в корзину (цель) бежит за ним, вынимает его из корзины или подбирает с пола и возвращается в конец колонны, после чего посылает мяч вперед между ногами играющих, второй номер, поймав мяч, повторяет то же и т.д. Выигрывает команда, которая первой и с большим количеством попаданий закончит эстафету Способы броска сначала двумя руками снизу, затем - одной или двумя руками от груди.

«Попади в обруч».

Команды делятся на две подгруппы, которые строятся в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 4 - 5 м. Между ними находится стойка с вертикально закрепленным обручем на высоте 1,5 м (обруч могут держать учащиеся). По сигналу направляющий бросает мяч через обруч первому номеру находящейся напротив подгруппы, а сам перебегает в конец своей колонны. Игрок, поймавший мяч, бросает его обратно и также становится сзади и т.д. Если игрок не попал в обруч, он подбирает мяч и бросает вторично. Эстафета заканчивается, когда мяч вновь окажется у направляющего.

«Передача мячей».

Команды строятся в колонны по одному на расстоянии 1 - 2 шага (в зависимости от способа передачи мяча) в исходном положении стоика ноги врозь. Мяч в руках у направляющего. По сигналу направляющий передает мяч из рук в руки обусловленным способом и также возвращается назад. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Способы передачи мяча различны.

«Переноска мячей».

Команды строятся в колонны по одному. Перед направляющими лежат по 2 - 3 больших мяча. По сигналу первый номер поднимает с пола мячи и бежит с ними до указанной линии, где оставляет их, затем бегом возвращается назад. Второй номер бежит, поднимает с пола мячи и, возвратившись назад, кладет их перед командой и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Варианты: 1) каждая команда делится на две группы, выполняется встречная переноска мячей со сменой мест; 2) первый номер не оставляет мячи за линией, а перекатывает их поочередно обратно, оставаясь сам за линией, второй номер, подобрав мячи, повторяет то же.

«Передвижение с мячом».

Команды строятся в колонны по одному, в руках у направляющих мячи. По сигналу участники поочередно выполняют разные задания, пробегая с мячом указанное расстояние (6-10 м) вперед и назад. Способы передвижения: 1) держа мяч на ладони, 2) ударяя мячом о пол с ловлей обеими руками (количество ударов обусловлено), 3) подбрасывая мяч вверх с ловлей обеими руками (обусловленное количество раз), 4) ведя мяч правой рукой, 5) ведя мяч левой рукой, 6) ведя мяч ногами.

ЭСТАФЕТЫ С МАЛЫМИ МЯЧАМИ.

«Метко в цель».

Две команды строятся в шеренги одна напротив другой на расстоянии 12м. Посередине площадки проводят линию, вдоль которой ставят городки (кегли, булавы и пр.). Каждый из игроков одной команды получает по мячу. По сигналу команда бросает мячи, стремясь сбить как можно больше городков. Сбитые городки ставят на один шаг ближе к этой команде. Вторая команда, подобрав мячи, из-за своей линии бросает их в городки. Сбитые городки ставят на один шаг ближе ко второй команде. Каждая из команд поочередно бросает мячи 4-5 раз Выигрывает та, которая сумела приблизить к себе городки от средней линии на большее количество мячей.

«Порази крайнюю цель».

Команды располагаются в колонны по одному перед линией броска. Сбоку от направляющих в коробке лежат мячи. Перед каждой командой на расстоянии 5-6 м от нее в линию ставят 5-8 городков (кеглей, булав). По сигналу первые игроки бросают мячи, стремясь поразить крайнюю слева (или справа) мишень. Затем, независимо от результата, они уходят в конец своих команд. Как только сбита первая мишень участники начинают бросать по второй и т.д. Если случайно будет сбита не та мишень, ее ставят на место. Выигрывает команда, которая поразила в установленной последовательности больше мишеней или затратила на все мишени меньшее количество бросков. Варианты: 1) мишени можно располагать уступами первая на расстоянии 3 м от линии броска, вторая - 4, третья - 5 м и т.д.; 2) каждому игроку разрешается по 2-3 броска.

«Снайперы».

Команды в составе 5-8 человек строятся в колонны по одному на расстоянии 1,5-2.0 м перед линией броска. У каждого участника по два теннисных мяча. На расстоянии 5-8 м от линии броска находятся мишени с концентрическими кругами диаметром 100-80-60-40 см. По сигналу игроки поочередно выходят вперед и выполняют по 2 броска, стремясь попасть в наименьшую из окружностей мишени. Выигрывает команда, набравшая в сумме больше выбитых очков. Варианты: 1) в качестве цели может быть использована круглая мишень с несколькими кругами и цифровыми обозначениями (например, 3-2-1); 2) мишенями могут быть установленные в ряд 5-8 булав (кеглей, городков), которые разрешается поражать в любой очередности; 3) булавы - на гимнастическом бревне или скамейке.

"Залпом, пли!"

Команды строятся в 2-3 шеренги по 6-8 человек. В руках у каждого участника первой шеренги, которая стоит перед линией броска, по 2-3 мяча. Впереди на расстоянии 6-10 м на гимнастическом бревне (или скамейке) в ряд установлены 8-12 городков, кеглей, булав и др. По сигналу игроки первой шеренги одновременно выполняют броски по мишеням. Задание повторяют 2-3 раза. Затем броски осуществляет вторая шеренга и т.д. Выигрывает команда, поразившая больше мишеней.

"Перегонка мячей".

Команды строятся в колонны по одному по 5-8 человек за линией броска. У каждого участника по 2 мяча. На расстоянии 2-3 м от линии броска против каждой команды лежит по набивному мячу. По сигналу игроки поочередно выполняют по 2 броска, стараясь сильным ударом мяча передвинуть набивной мяч как можно дальше. Побеждает команда, которой удалось перегнать свой мяч на большее расстояние.

Бег наперегонки . Бегать наперегонки можно по-разному. В зависимости от наличия сво­бодного места устанавливается расстояние, на которое дети должны бегать. Они становятся на линию старта, не мешая друг другу, и бегают до определенного места, а назад возвращаются в более медленном темпе. После четырех попыток надо дать дополнительный отдых - это может быть игра малой подвижности или на внимание.

"Белые медведи". Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются "запят­нать" бегущих по площадке детей. Пойманные присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т.д., или составляют собственные пары и помогают водящим. Игра проводится до тех пор, пока не будут пойманы все играющие.

"Второй лишний". Играющие образуют круг. С внешний стороны круга остаются двое: один водит, другой от него убегает. Когда водящий догонит и «осалит» убегающего игрока, они меняются ролями.

«Вызов номеров». Игроки каждой команды рассчитываются по порядку. Руководитель вы­зывает определенный номер. Игроки с этим номером бегут до отметки и обратно. Прибежав­ший первым приносит своей команде одно очко, вторым - два и т.д. Побеждает команда, набравшая меньшее число очков. Вызов номеров производится вразбивку. Игра проводится с ведением мяча, на лыжах.

«Гуси-лебеди». На расстоянии 15-20 м от линии старта, на которой находятся играющие, чертится круг диаметром 2 м. Дети идут от линии старта по направлению к кругу, в котором располагается водящий. По сигналу они убегают от линии старта, а водящий старается кого-нибудь «осалить». «Осаленные» помогают водящему.

"Два Мороза". Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – «два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые». Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз - синий нос». Другой: «Я Мороз - красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь - дороженьку пустить­ся? » Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

После всех этих слов ребята перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз». Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками, И те присоединяются к остальным игрокам. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. В конце игры отмечаются ребята, не попавшие к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.

«День и ночь». На линиях в 3-5 метрах друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «день», другая – «ночь». По сигналу «день» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Подсчитывается число «осаленных», и команды меняются ролями. Побеждает команда, «оса­лившая» большее число игроков другой команды.

"Караси и щука". Все играющие располагаются на одной стороне площадки. Посередине находятся двое водящих, которые держатся за руки. По сигналу играющие перебегают на другую сторону, а водящие стараются их поймать. Пойманные присоединяются к водящим. В конце игры отмечаются ни разу не пойманные игроки.

"Космонавты". В разных частях комнаты чертятся кружки или контуры ракет с расчетом, чтобы для нескольких играющих места не хватило. Взявшись за руки, дети идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, ребята разбегаются, стараясь занять любое свободное место на ракетах. Опоздавшие собира­ются в центре круга. Игра повторяется несколько раз. После игры отмечаются ребята, ни разу не опоздавшие на ракету.

«Кот и мыши». На ковре или на дорожке небольшую площадку огораживают лестницей, поставленной на ребро, кубами, реечками на стойках. Это мышиные «норки». Один ребенок получает шапочку кота. Он отходит подальше в сторону и располагается где-нибудь на возвы­шенности, например, на высоком стуле сидит, подобрав под себя ноги. Вожатый произно­сит: «Кот мышей сторожит, притворился, будто спит». Играющие, услышав эти слова, проползают по комнате. Вожатый приговаривает: "Тише, мыши, не шумите и кота не разбудите!" Дети легко, бесшумно бегают. Через 15-20 с вожатый говорит: "Просыпается кот". Ребенок, изображавший кота, должен спустится вниз, встать на четвереньки и, выгнув спину, крик­нуть "Мяу!". Затем он бежит за мышами, которые прячутся в своих норках. Убегая от кота, дети не пролезают, а просто вбегают в норки. Коту нужно поймать 4-5 мышек. После этого кота меняют.

«Кто быстрее». Игроки двух команд располагаются шеренгами лицом друг к другу на проти­воположных сторонах площадки и рассчитываются по порядку номеров. На левом фланге каж­дой шеренги в углу площадки установлены стойки. На середине площадки ставят табурет с надувной игрушкой. Ведущий называет номер. Игроки обеих команд под этим номером уст­ремляются к стойке противоположной шеренги, огибают её и стараются схватить игрушку, за что команде начисляется очко. Затем игрушку ставят на место и игра повторяется. Побеждает команда, игроки которой наберут больше очков.

"Лиса в курятнике". На одной стороне площадки очерчивается "курятник". В курятнике на "насесте" (на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится "нора" лисы. Все остальное место - двор. Один участник игры - лиса, остальные - куры. По сигналу вожатого куры выбегают и "клюют зерна", а в это время лиса должна поймать их. Но если курица успела забраться на насест, ее ловить нельзя. Игра кончается, когда лиса поймает 3-4 кур. После этого вожатый меняет лису.

"Лиса и гуси". Дети, изображающие гусей, держат друг друга за плечи. Становятся в ко­лонну по 4-8 человек. Перед каждой колонной - лиса. Первый участник в колоне выполняет роль гусыни. Гусыня любым способом пытается помешать лисе захватить гусенка, стоящего последним в колонне. Гусята должны стремиться к тому, чтобы между ними и лисой стояла гусыня. Если лиса сумеет схватить гусенка, то в колонне все превращаются в беззащитных гусят, и лиса может ловить кого захочет до тех пор, пока вожатый на назначит новую лису.

«Ловушки – перебежки». По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями нахо­дится ребенок-ловушка. После слов: "Раз, два, три - лови!" - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловушка ловит их. Тот, до кого ловушка сумеет дотронуться, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловушек.

"Ловушки с приседаниями". В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел при­сесть.

"Лошадки". Дети делятся на две группы: одни изображают лошадок, другие - конников. Каждый конник имеет вожжи - скакалки. По сигналу вожатого конники ловят лошадок и запрягают их. По сигналу воспитателя конники должны ехать (тихо, рысью, галопом, ша­гом). Через некоторое время лошадок распрягают на "луг", а конники садятся отдыхать. Через 2-3 повторения дети меняются ролями. Если один конник долго не может поймать ло­шадку, то другие конники ему помогают.

"Салки". Играющие разбегаются по площадке, а водящий ловит их. Игрок, которого водя­щий коснулся рукой, меняется с ним ролью. Если играющих много, назначается несколько водящих.

"Сквозь обруч". Играют несколько команд. Один из игроков каждой команды придержива­ет вертикально стоящий на земле обруч. По сигналу остальные игроки команды должны про­скочить сквозь обруч. Команда, сделавшая это быстрее, побеждает.

"Упасть не давай". Дети делятся на 3-4 группы. Каждая группа имеет свой обруч (желатель­но разного цвета). По сигналу вожатого дети становятся около стартовой черты, в колонну друг за другом, и ставят обручи справа, приготовившись их катить. По сигналу "Побежали!" дети бегут, одновременно подталкивая обруч. Надо прокатить обруч до другой стороны пло­щадки, не уронив его.

"Успеть проскочить". Двое водящих стоят лицом друг к другу, соединив поднятые вверх руки. Остальные играющие пробегают под поднятыми руками. По сигналу водящие опускают руки. Пойманные игроки присоединяются к водящим. Игра прекращается, когда все играющие будут пойманы.

Эстафета "Паровозик" . Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку парт­нера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т.д. Пока не пробежит дис­танцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.

При повторении эстафеты колонну надо развернуть так, чтобы направляющий стал после­дним, а замыкающий - первым.