Сценарий мероприятия ураза байрам. Детский праздник: Рамадан

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Скоро подойдет к концу священный месяц Рамазан, месяц милости и прощения. И буквально через несколько дней наступит праздник Ураза-байрам. Ид аль-Фитр – день, когда мусульмане всего мира поздравляют друг друга, радуются и веселятся все без исключения. Это праздник, который во всех исламских государствах официально является выходным днём, дабы мусульмане могли встретиться и поздравить друг друга, навестить родственников, отдохнуть и в полной мере насладиться этим праздником.

Мы живем в немусульманской стране, поэтому во время мусульманских праздников важно создавать особую праздничную атмосферу для наших детей. Пусть этот праздник запомнится им, чтобы в те дни, когда в нашем государстве празднуются светские праздники, детям было что вспомнить и что ценить. К сожалению, многие светские праздники раздуты так, что наши дети волей-неволей видят их и соприкасаются с ними. Конечно, мы стараемся, чтобы они не участвовали в праздновании Нового года или Восьмого марта и подобных дней, но мы не можем запретить нашим детям любоваться праздничным убранством на улицах и в магазинах.
Праздничная атмосфера и особенно форма празднования оказывают огромное влияние на психику детей, формируя их самосознание и закладывая ценностные ориентиры. Поэтому я призываю сделать все возможное, чтобы наши дети чувствовали ценность и радость во время наших двух главных праздников Ураза байрам и Курбан байрам. Родители должны не только на словах, но и на деле доказать детям, что Ид-аль-адха и Ид-аль-фитр – самые прекрасные дни.

Итак, что же можно сделать?

1. Приготовить особенные подарки. Пусть это будет что-то, о чем ваш ребенок давно мечтал, о чем он просил у Аллаха. Также прибавьте к такому подарку что-то связанное с религией, например новую тюбетейку или новый платок.

2. Праздничная одежда. Заранее вместе с ребенком приготовьте праздничную одежду, которую он будет носить в праздничные дни. Пусть это будет удобная, красивая, по возможности новая одежда. Заранее подготовьте себя морально к тому, что за праздничным столом одежда может испачкаться, или, играя, ребенок может ее порвать. Не стоит ругать его за это, ведь ворча на ребенка, вы испортите праздничное настроение и ему и себе.

3. Украсить дом. Вспомните как ярко и насыщенно украшают помещения на светские праздники. Пусть ваш дом будет наряднее! Надуйте воздушные шары. Чем больше, тем лучше – дети их так любят! Можно также использовать мишуру, которой неверующие украшают елки. Развесить ее над входом, на люстры, на картины. Сделайте вместе с детьми гирлянды из цветной бумаги, нарисуйте поздравительные плакаты.

4. Сладости. Заранее приготовьте любимые сладости ваших детей. Пусть в праздничные дни их будет много. Хорошо если ребенок сам сможет распоряжаться — когда, сколько и что ему есть.

5. Поздравления близким. Заранее вместе с ребенком сделайте небольшие поздравительные открытки или подарки, которые он сам сможет дарить друзьям, родственникам и всем встречным мусульманам. Поощряйте также дарить подарки и неверующим соседям. Быть может, через этот подарок Аллах кому-то даст хидаят (наставит на прямой путь).

6. Развлечения. Если в вашем городе, мечети устраивают мусульманские праздники для детей, сходите на них с вашим ребенком. Или можете собрать вместе знакомых детей и устроить им конкурсы и развлечения. Конкурсы должны быть добрыми и веселыми. Отслеживайте, чтобы призы разделились поровну между всеми детьми. В качестве развлечений может быть шоу мыльных пузырей, сейчас которое достаточно легко устроить самим, купив все необходимое в магазине; выставка рисунков мелками на асфальте на заданную тему; и любые совместные игры, которые подскажет вам ваша фантазия.

От того, как родители воспитывают своего ребёнка, зависит и судьба следующих поколений. Праздники оказывают влияние на воспитание детей, закладывают основы восприятия ребёнком окружающего мира, его отношение к другим людям, видение себя и своих ближних. Поэтому необходимо показать красоту Ислама через проведение религиозных праздников и других обрядов наиболее красочно и в атмосфере духовного торжества.

Радовать детей – тоже один из путей приближения к Аллаху. И от родителей зависит, какие праздники их дети будут отмечать, и считать для себя самыми счастливыми днями в году.

Да ниспошлет Аллах милость Свою и вам, и нам! Аминь.

Хаят Ибрагимова, детский психолог

Заканчивается самый строгий и суровый пост всех мусульман – Рамадан. Уже в последний день долгого воздержания, с наступлением заката весь мусульманский мир начинает активно готовиться к Ураза Байрам – празднику окончания поста. Связано это светлое торжество с очищением от грехов и продолжением обновленной жизни.

Верующие постились почти месяц, не принимая ни глотка воды, ни крошки хлеба в дневное время. Лишь с наступлением сумерек в Рамадан они могли поесть и набраться сил для следующего дня строжайших ограничений. Конечно, после таких испытаний освобождения от них ждешь с особым трепетом и радостью. Уже за 3-4 дня до начала Ураза Байрам к празднику начинают готовится всей семьей.

Взрослые мужчины готовят подарки, женщины моют дом и убирают двор, дети читают книги, посвященные мусульманским обычаям и традициям. Подготавливая на Ураза Байрам поздравления друзьям и родственникам можно написать их на родном, татарском языке. Стихи-поздравления на татарском произносятся и за праздничным столом, и звучат на концертах, организованных мероприятиях. Если у Вас недостаточно времени, а родственников очень много, можно отправить им СМС поздравления с Ураза Байрам.

Закончился пост, души и тела очищены: наступило время ликовать и радоваться. Особенную радость и душевный подъем испытывают верующие, сумевшие ни разу не нарушить пост, соблюдая все его тяжелые ограничения. Такие мусульмане и поздравления с Ураза Байрам воспринимают как личные, только им адресованные добрые слова.

Вот и настал этот праздничный час,
Славный аллах благосклонен для нас!
Радостно встретим мы праздник Байрам!
Он за терпенье и верность нам дан!
Всем правоверным желаем здоровья,
Мира тепла и надежного крова!

Первый день месяца после поста,
В шавваль разговеемся, причина ясна,
Ураза-байрам с нас снимает запрет,
Прошел Рамадан, и его уже нет.
Пророк Мухаммед нам Коран подарил,
От джина и греха собой защитил,
Счастливый и праздничный для мусульман день,
Мы все разговеемся ведь можно теперь.
Родные и близкие пусть не скучают,
И в дом свои двери тебе отворяют,
Гостинцы неси для огромной семьи,
За счастье и радость Аллаха моли.

Только солнце покажется в небе,
Я к Аллаху с молитвой приду,
Пусть сошлет мне бескрайнего света,
О любви, о тебе помолю.
Чтоб Ураза-байрам нам напомнил,
О благих и душевных делах,
Я как сын на коленях покорный,
Чрез молитву взываю АЛЛАХ –
Защити от греха наши жизни,
И немножко любви подари,
Чтоб мы жили с тобою в любви.

В мире проживает более 7 миллионов татар; большинство из них – россияне, информирует сайт Ros-Registr. Очень многие российские татары соблюдают и пост, и отмечают все национальные праздники. Ураза Байрам для верующих татар – самый счастливый период. Конечно, Ваши друзья и знакомые-мусульмане будут искренне рады, если Вы им подарите открытку с поздравлениями с Ураза Байрам на татарском языке. Если Вам будет сложно найти стихи или другие поздравления на родном языке Ваших друзей, Вам поможет наша подборка.

Ураза бэйрэм белен сезне чын кунелдэн котлыйм! Бэхет, исэн саулык Ходай бирсен барыгызга!

Ид мубарак! Ид мубарак! О, благословение твое взошло в этот день! Поздравляю всю планету и желаю счастья любви, достатка, и дожить до следующего Ураза-Байрам. Пускай Аллах хранит твою душу и сердце. Ты не лукавь, будь послушным и соблюдай все традиции народа нашего и будет тебе счастье в жизни.

Наверное, у каждого из нас есть друзья, проживающие в других городах и странах. Письма до них идти будут долго, а звонки нынче дороги. Другое дело – короткие телефонные сообщения. Пошлите Вашим приятелям и родным СМС поздравления с Ураза-байрам: им будет приятно получить в этот светлый день весточку от близких людей.

Светлый праздник отмечаем,
Ураза Байрам встречаем!
Сходим мы с утра в мечеть,
Муэдзин там будет петь.
Будем всех мы поздровлять,
И родных, друзей вчтречать,
Родственников одорять,
Милостыню подавать
Стол шикарный без сомненья,
Будет много угошенья.

После месяца Рамадан
Три дня будет длиться пир.
Аллахом нам праздник дан,
Ликует весь мусульманский мир.

Великий праздник - счастье для всех,
Каждый рад новым гостям.
Забавы и детский искренний смех -
Это и есть Ураза Байрам.

Мусульман всех поздравляем,
К нам пришел Ураза-байрам,
Мы сегодня провожаем,
Постный месяц Рамадан.
Можно пищу и напитки,
На столы поставить нам,
Будет все сегодня сыты,
После поста Рамадан.
Доставайте все подарки,
И несите к близким в дом,
Пусть останутся дела,
На дальнейшее потом

Большая часть верующих мусульман, проживающих в России, считает татарский язык своим родным. Однако, многие мусульмане живут в смешанных семьях и выбирают языком общения русский: так проще. Отправьте в электронных письмах и открытках поздравления с Ураза Байрам на татарском и русском языках – так Вы выразите свое уважение к традициям и вере своих друзей.

Сегодня праздник Ураза Байрам!

Ликует, веселится весь Ислам.

И в день священный разговенья

Аллаху шлем благодаренье.

За то, что он нас испытал

И в этот мир нести послал

Законы, правду и Коран.

Был пройден воздержания урок,

За это, братья, вам стишок!

В благословленный месяц Рамадан,

Приходит праздник Ураза Байрам.

Закончен пост, чиста душа,

Ночь предопределения пришла.

С утра в мечети соберемся,

Спокойствия и мира наберемся.

И пусть Аллах определит,

Насколько подвиг духа нашего, велик.

Ураза гаете бәйрәме белән ихластан тәбрик итәм. Синең кебек иманлы, яшь, сабыр, ныклы рухлы дин кардәшем булганга мин чын күңелемнән сөенәм. Һәм киләчәк тә дә шул дөреслек юлында, Аллаһ кушкан намаз юлында булырсың һәм үзеңә башкаларны да әйдәрсең дигән изге теләктә калам. Аллаһ синең кылган догаларыңны кабул кылып, фәрештәләр сиңа уңган юллар, мул табыннар һәм кая гына барма гел намуслы иманлы кешеләр генә очратсын. Тәнең, җаның һәрчак сәламәт булып һәр ел шулай уразалар тотып, гаетен, корбанын күп еллар бәйрәм итәргә насыйп булсын.

Отправляя на Ураза Байрам поздравления на русском, арабском или татарском языках, выберите стихотворную форму Ваших посланий или просто подпишите открытку «своими словами». Друзьям из других городов можно отослать веселые СМС поздравления на Ураза Байрам. Выучите стих на татарском и зачитайте товарищам поздравления на его родном языке – Вашим приятелям будет приятно услышать добрые слова.

Новости СМИ

Новости партнеров

Мартыновская сельская библиотека

В Мартыновской сельской библиотеке 19 июля под руководством сельского библиотекаря Алимовой Гузель, совместно с Комсомольским сельским библиотекарем Маллалиевой Эльзарой и фельдшером села Мартыновка прошел фольклорный праздник «Ураза Байрам» - это долгожданный праздничный день, когда мусульмане всего мира поздравляют друг друга с окончанием поста - благословенного Рамазана.

С утра в библиотеке собралось много людей разных национальностей. Ведущие познакомили всех с историей праздника. Дети в национальных костюмах после прочтения молитвы зачитали сутры из Священного Корана. На празднике прозвучали народные песни крымских татар в исполнении Измайловой Лили, Юлдашевой Лили, Алимовой Гузель, Маллалиевой Эльзары. В исполнении Алимовой Ленияры был исполнен крымско-татарский танец «Тм-тм», а Рамазанов Энвер и Юлдашева Лиля порадовали всех танцем «Хайтарма».

Праздничная программа сопровождалась различными конкурсами и викторинами. Звучали не только крымско-татарские песни, но и русские, украинские, армянские, белорусские. Односельчане и гости остались довольны праздником.

Марьинская сельская библиотека

В пятницу мусульмане всего мира отметили Ураза-Байрам - завершение священного месяца Рамадан. После утреннего намаза в мечетях верующие собрались за праздничным столом с друзьями, посетили стариков, близких и родных. В каждом доме был накрыт праздничный стол с традиционными народными блюдами.

В этот праздник каждый мусульманин должен помочь нуждающимся, попросить прощения и навестить родителей.

В ознаменование завершения месяца Рамадан во многих культурных учреждениях Крыма проводятся различные праздничные мероприятия.

Одним из таких стал праздничный концерт «Ураза Байрам» в селе Марьино, подготовленный сельским библиотекарем Алиевой Фатиме Мухамедовной.

За несколько дней до концерта были развешаны пригласительные объявления, в которых говорилось, что 19 июля в 10 часов у здания библиотеки будет праздник. А вот в начале июля самые активные дети возрастом от 5 до 15 лет исправно посещали репетиции - подготовку к концерту и разучивали с библиотекарем стихи, танцы, песни. И вот, наконец, настал этот долгожданный день - праздник.

На мероприятие был приглашён председатель сельского совета Лещишин Юрий Михайлович, который выступил с поздравительной речью.

В тени деревьев разместились гости праздника - папы, мамы, бабушки и дедушки наших участников. Вниманию присутствующих были представлены крымскотатарские народные песни «Айшем», «Вардым чешме башина» в исполнении женщин активисток села; песни «Бахчаларда кестане», «Эки чешме ян-яна» в исполнении девочек Усеиновой Мавиле, Кемал Мавиле, Файзиевой Азизе; танец «Гуллер» в исполнении младших девочек - Алиевой Лили, Хасановой Ленуры, Куртвелиевой Эльвизы, Алексеенко Алины, Усеиновой Дианы. Проникновенно было прочитано стихотворение «Крым» Алиевым Османом. Так же вниманию были представлены танцы «Явлыкъ оюны», «Тым-тым», «Хайтарма». Приглашённые с большим интересом слушали стихотворения, рассказанные детьми и библиотекарем. А разгадывание старинных загадок вызвало бурю аплодисментов и море улыбок.

Елена Агранькова

Цель: Приобщить детей к национальной культуре и традициям. Сформировать праздничную культуру, дать знания о жизни крымско-татарского народа. Познакомить с крымско-татарскими народными играми, песнями, танцами. Развить у детей стремление к активному участию в праздниках.

Атрибуты: национальные костюмы, корзина с овощами, фруктами, игрушка барашек, тарелки с национальным орнаментом, тарелки-пазлы, платочек для танца, шкатулка, канат, бубен.

Вход под песню «Мен северин».

Вед. 1. Селям алейкум урметли ве сайгъылы мусафирлер, анна-бабалар! Бизим тетбиримизге хош кельдинъиз!

Вед. 2. Здравствуйте, дети, здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Не зря мы начали встречу с песни, ведь, согласитесь, какой же праздник без музыки - танцев, веселья, игр.

Вед. 1. Эр бир байрам балалар ичюн къуванчтыр! Байрамларынгъы балалар сабырсызлыкънен беклейлер! (Каждый праздник – это радость в глазах детей. Наши ребята верят, что их ждут только радостные, увлекательные события. И одно из них – наша сегодняшняя встреча).

Вед. 2. Мы с вами не раз отмечали национальные праздники. Давайте вспомним их особенности. Вы будете под музыку передавать бубен. Когда музыка перестанет звучать, тот, у кого бубен останется в руках, должен будет назвать праздник, о котором я буду говорить.

Вопросы:

1. В этот праздник с горки катят калакай, чтобы узнать, урожайный ли будет год. (Хыдырлез)

2. Насыл байрамдан эвель ораза туталар? (перед каким праздником держат пост? (Ораза-байрам)

3. Какой праздник символизирует начало нового года? (Наврез)

4. Ораза байрамындан сон насыл байрам келе? (После праздника Ораза-байрам какой наступает праздник? – Курбан-байрам)

Игра с бубном .

Вед. 1. Халкъымызнынъ келеджеги парлакъ олсун! Анна-ватанымызда кечирилген эр куньге шукюр этемиз.

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть к новому принадлежим.

Вед. 1. Адет узре эвге кельген адамгъа яни мусафирге къокъулы къаве чай берилле, софра башында меракълы согъбетлер кече. (Словосочетание «крымскотатарское гостеприимство» стало уже почти крылатым выражением, символом того, что гость отлично проведет время и отправится домой счастливым и довольным.)

Вед. 2. Гостей хозяева приглашают на почетное место в доме (тор). Первым делом их обязательно угощают кофе со сладостями. Вот и наши ребята хотят достойно встретить своих гостей. /Подать кофе, сладости/

1 реб. Хош кельдинъ, Къурбан- байрам,

Мубарек Къурбан-байрам.

Къуванамыз биз санъа

Мусульманмыз иншалла!

2 реб. Къурбан къойлар чалынсын,

Бол софралар къурылсын,

Эйилик ниет этип

Дуа санъа окъулсын!

3 реб . Къол котерип ялварам

Ярдым эт бизге, Аллах,

Юреклер бираз осин

Гъам-къасевет эксильсинъ.

4 реб. Бир бинъ адлы бир Аллах,

Бинъ бир белядан сакъла,

Бахт-сеадет къысмет эт,

Кунь корсинъ бизим миллет.

Песня «Курбан-байрам»

Вед. 1. Къурбан байрам мукъкъадес байрамларындан бирисидир. Къурбан байрам мераметлик, бири бирине гонъульдешик, урмет байрамыдыр.

Вед. 2. В этот праздник нужно не только накормить всю семью, но и раздать часть еды бедным голодным людям.

Вед. 1. Байрамда фукъарелерге, оксюз балаларгъа, къартларгъа ярдым этиле (Это ритуальное угощение называется «саадака», и оно нужно для того, чтобы в будущем избежать болезней и несчастий.)

Вед. 2. В честь праздника принято ходить друг другу в гости, дарить подарки.

Вед. 1 . Келинъыз биз мусафирликке барайыкъ! (Давайте, мы с вами заглянем к кому-нибудь в гости и посмотрим, как готовятся люди к этому дню.)

Вед. 2. По традиции, у крымских татар младшие ходят с поздравлениями к старшим. Как это происходит, сейчас вам покажут наши дети.

Вед. 1 Торунлар къартана къартбабаны хайырламагъа кельдилер. (Итак, внуки пришли к бабушке с дедушкой поздравить с Курбан-Байрамом)

Дети подходят к «дому», в это время выходят бабушка с корзиной овощей и фруктов и дедушка с барашком на плече.

Внуки: - Селям алейкум, къартбаба ве къартана!

Старики: - Алейкум селям, хош сефа кельдинъиз!

Внуки: - Къартбаба, къартана,сизни буюк байрамнен Къурбан- Байрамнен хайырлаймыз! (целуют старикам руки)


Вед. 2. - Бабушка, дедушка, где вы были?

Вед. 1. - Мы, деточки любимые, на базар ходили.

Вед. 2. - Бабушка, дедушка, что вы там купили?

Вед. 1. - Нам овощи, фрукты, барашка предложили.

Вед. 2. - Барашек шерсть подарит нам -

Вед. 1. Носки свяжу на зиму вам.

Дети. - Къартбаба, къартана, сиз къайда бардынъыз?

Дед-ка, Баб-ка. - Базаргъа

Дети. - Къартбаба, къартбаба, базардан не алдынъыз?

Дед-ка, Баб-ка. - Бир къой

Дети. - Къартбаба, къартбаба, я къой бизге не керек?

Дед-ка, Баб-ка. - Къой бизе юнь береджек.

Дети. - Къартбаба, къартбаба, юнь бизге не керек?

Дед-ка, Баб-ка. - Юньден йип ишлермиз.

Дети. - Къартбаба, къартбаба, йип бизге не керек?

Дед-ка, Баб-ка. - Юньден санъа чорап орермиз.

Дедушка. Буюрунъыз, балалар. Отурунъыз! (Присаживайтесь, дети. Мы так вам рады)

Бабушка. Къана, балалар, айтыныз ишлериныз насыл, бала багъчада не орендынъыз? (расскажите, как ваши дела, чем вы занимаетесь в детском садике)

Дедушка. И мне очень хочется узнать, чему вы научились в детском саду!

Внуки. Пек гузель, къартана, биз ойняймыз, йирлаймыз, язамыз, мультфильмлер бакъамыз. (мы играем, танцуем, пишем, смотрим мультфильмы).

Бабушка. Къана, балалар, бизге де шиир айтынъыз, биз де къуванайыкъ! (расскажите, дети, нам стихи.)

Кунешчик (Солнышко)

1. Кунешчик кунешчик

Сары башлы атешчик

Кель, берабер ойнайыкъ,

Кельчи тюркю йырлайыкъ

2 Кельчи джаным кунешчик

Сары башлы кунешчик

Къумдан эвчик къурайыкъ

Ве оны къыздырайыкъ

Алма (Яблоко)

3. Алма ашай Алие,

Армут ашай Алиме,

Айшечик де ашайджакъ,

Ашап сагълам оладжакъ


Дедушка. Балалар ойнамагъа севесинъыз? (Я бы с удовольствием посмотрел, как вы танцуете).

Парный танец /в конце выходят бабушка с дедушкой и танцуют с детьми).




Дедушка. Машаллах балалар!

Бабушка. Балалар, бизде шимди мукъкъадес Къурбан байрамы. Байрамгъа биз эвельден азырланамыз: эвини джыштырамыз. Манъа ярдым этерсинъиз мы? (У нас большой праздник, Курбан-байрам. Нужно хорошо подготовиться к нему: убрать в доме, всё расставить по местам. Поможете мне?

Дети. «Да!»

Дедушка «нечаянно» роняет со стола пазлы.

Бабушка. Вот беда, разбилась моя любимая тарелка! Вай, тепси парланды!

Вед 2. Не переживайте, дети сейчас соберут черепки и склеят

Игра «Пазлы»

/дети собирают пазлы. В это время дедушка чихает/

Дети /хором/. Чокъ яшанъыз! «Живи долго!»

Дедушка. Саг олун! «Спасибо!»

Бабушка. Чокъ сагъ олун, балалар. Бу эки бир тепси манъа тап битамдан къалды. Онъы дуваргъа асарым. (Спасибо, мои дорогие! Тарелка эта досталась мне ещё от бабушки. Я её повешу на самое видное место и буду любоваться ею.)

Девочка. Къартана, насыл гузель къутучыкъ! Мумкюн мен бакъайым? (Бабушка, можно мне посмотреть твою шкатулку)

Бабушка. Бакъ, торуным! (Смотри, внученька /девочка достаёт из шкатулки платочек, улыбается, начинает танцевать.)

Танец с платочком


1 реб. Къартана, байрам бу недир? (Бабушка, а как отмечают Курбан-байрам)

Бабушка. Байрам бу- йырлар, оюнлар. Байрамларда вакъыт пек шенъ кече! (Праздник – это всегда песни, танцы, игры.)

2 реб. Къартбаба, сиз кичкене олгъанда сизде энъ севген оюн насыл эди? (Дедушка, когда ты был маленьким, какая игра у тебя была самой любимой)

Дедушка. Шимди анълатарым (Сейчас расскажу.) Выходите, мальчики. /делит их на 2 команды).

Соревнование «Перетягивание каната (дедушка помогает то одной, то другой команде)

3 реб. Бабушка, а у тебя какая была самая любимая игра?

Бабушка. Эвельден, биз къызларнен топлашип, ватан акъкъында лаф эте эдик,

бири биримизге суаль берип ата сёзлерини огрене эдик. Я сиз ойнамагъа истейсынъыз мы? Дикъкъатлы олун! Мен башлайым сиз исе девам этесинъыз! (Когда-то с подругами мы устраивали посиделки и несколько часов подряд состязались в знании пословиц. А

вы, ребята, хотите поиграть со мной)

Дети. «Да»!

Бабушка. Тогда будьте внимательны: я начинаю, а вы должны продолжить.

1. Достсыз адам ….(Къанатсыз къуш) Человек без друзей - как птица без крыльев

2. Ана юрт….(Алтын бешик) Родина - золотая колыбель

3. Ватансыз адам…. (йырсыз бульбуль) Человек без Родины - как соловей без голоса.

Бабушка. Машаллах, балалар! Сиз де ата сёзлеринъы билесинъыз! (Молодцы, ребята)

Вед. 1 Ватанымыз Къырым. Сизинъ диккъатынызгъа Къырым акъкъында йырыны динълемеге теклиф этемиз.

Вед. 2 Крым – наша родина! И мы поём о нем песню!

Песня о Крыме


1 вед . Байрамымыз сонуна келе. Эпинъызге къави сагълыкъ тилеймыз. Юзюнизде эр даи тебессюм олсун! (Наш праздник близится к своему завершению. Мне хочется пожелать вам приподнятого настроения, много светлых эмоций.)

2 вед. Здоровья вам и вашим домочадцам, потому что нет ничего важнее здоровья.

1 вед. Желаю вам провести этот день так, чтобы воспоминания грели душу на протяжении всего этого года.

Дедушка. Къурбан байрам - достлукъ байрамы! Бири биримизге ярджымджы олмалымыз! (Будьте всегда терпеливы, добродушны и щедры по отношениям к окружающим людям.)

Бабушка. Къартларны ихтиядж олгъан инасларыны зиярет этип къувандырайыкъ! (Тогда и окружающие будут относиться к вам так же.)

1, 2 вед, бабушка, дедушка /хором/: Ишлеринизде муафакъыетлер тилеймиз! (Удачи во всех делах)

Вед. 2. Народ как птица, голова птицы – его вера, одно крыло – его язык, второе крыло – обычаи. Птица без головы не проживёт, без крыльев не взлетит.

1 вед. Дикъаттынъыз ичюн сагъ олун! Келеджек байрамларгъа Аллах насип этсин! (Эдиелер багъышлана)Адет узре байрамларымыз «Хорон» оюнен екюнлене, эпинизни оюнгъа давет этемиз! (Мы не можем изменить традиции гостеприимства и отпустить наших гостей без подарка).

Дети дарят поделки, становятся в круг.

Вед. 2 . Давайте будем верными традициям и завершим наш праздник весёлым танцем «Хоран».

Танец «Хоран».

ВИКТОРИНА к празднику «УРАЗА-БАЙРАМ»

Ассаляму алейкум, дорогие друзья! Подходит к концу благословенный рамадан и приближается светлый праздник Ураза-Байрам. Предлагаю провести его в виде викторины для двух-трех участников , или двух-трех команд (в семье, в кругу друзей или в медресе). Викторина включает в себя несколько игровых заданий (лучше, если их будет от 4 до 7, чтобы дети не слишком устали; причем, чем больше игроков, тем меньше заданий). Ниже приводится сценарий праздничной викторины, а в приложении, помимо этого же сценария, даны все необходимые раздаточные материалы – просто распечатайте и играйте (о призах, правда придется позаботиться самостоятельно))))
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Подготовка материалов.
Поскольку круг вопросов игры зависит от возраста и детей и уровня их знаний, я привела 10 примеров игровых заданий, чтобы каждый, кто захочет провести такой праздник смог подобрать 4-7 материалов на свое усмотрение, а при необходимости внести изменения в текст заданий.
За каждое верно выполненное задание участники получают букву слова, которое им следует разгадать, для того, чтобы получить праздничные подарки (или сладости). Сами буквы можно очень интересно оформить, спрятав каждую из них в воздушный шарик, который затем надувается и вручается игроку (команде) за правильный ответ (если все справились с заданием, то и шарики получают все). Если шариков в нужный момент не оказалось – используйте конфеты – буква под фантиком
Итак, к началу игры следует подготовить 2-3 (по числу игроков/команд) комплекта шариков с буквами внутри каждого. Выполнив задание правильно, команда (или игрок) получает шарик и лопает его, извлекая букву. Примеры ключевого слова:

ПОСТ – 4 буквы, 4 задания

УРАЗА – 5 букв, 5 заданий

РАМАДАН – 7 букв, 7 заданий
Стоит , на случай если кто-то с заданием не справиться, чтобы у детей была возможность получить недостающую букву, ответив на дополнительный вопрос.
Если команды большие (например в медресе, то для каждой команды можно из родителей выбрать капитана (так порядка будет больше) Можно заранее заготовить девиз и название, которое капитан перед игрой разучит с командой. Для самой викторины подберите задания так, чтобы чередовать интеллектуальные задания с подвижными.
Итак, переходим к делу.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИЧНОЙ ВИКТОРИНЫ

(УДАЛИТЕ ЛИШНИЕ ДЛЯ ВАС ЗАДАНИЯ И РАСПЕЧАТАЙТЕ СЦЕНАРИЙ )

Ведущий: Ассаляму алейкум, дорогие друзья. закончился благословенный рамадан и сегодня мы с вами отмечаем прекрасный светлый праздник, а кто из вас знает, как он Называется? (дети отвечают: Ураза-Байрам, Ид аль Фитр)
Ведущий: В чем особенность месяца рамадан, чем он отличается от остальных месяцев года? (дети отвечают)
Ведущий: Все верно.

В Рамадан был ниспослан Коран.
Это месяц особого блага.
Для поста и молитвы он дан,
Для терпения ради Аллаха.
Все шайтаны закрыты в аду,
За добро многократна награда.
Рамадан - лучший месяц в году!
Всем, кто искренне верит, отрада.
А чем вам запомнился рамадан? Быть может, кто-то из вас пробовал проститься или вы делали добрые дела, навещали друзей и родственников? (дети отвечают)
Ведущий: Сегодня мы с вами проведем викторину, которая поможет нам не только лучше вспомнить особенности рамадана, но и повторить основы нашей религии. За каждый правильный ответ вы будете получать вот эти шарики , также вам выдадут булавочки (остро заточенные карандаши), ведь шарики эти не простые – внутри каждого из них спрятана буква, и чтобы победить в игре и получить подарки, вам нужно будет лопнуть все шарики, извлечь из них буквы и составить ключевое слово.
Итак, первое задание.

Я буду загадывать вам загадки о рамадане и тот, кто первым поднимет руку и правильно ответит – получит жетончик (вырезать заранее из «Приложения к заданию №1,3») Та команда (тот игрок), который наберет больше всех жетончиков и станет победителем в этом раунде:
Оно важно во всех делах,
Ведь судит по нему Аллах
И без него, сказать неловко,
Наш пост – простая голодовка.
(намерение)

От рассвета до заката
Проявлять терпенье надо,
Чтоб не скушать ни кусочка
И не выпить ни глоточка;
Не ругаться и не злиться,
Помогать родным, молиться.
Воздержанья путь непрост,
Называется он _._._._.
(пост)

***
В Рамадан понять мы можем
Тех, кто вдоволь есть не может,
Кто страдает без водицы,
Даже если не постится.
И поэтому легка
В этот месяц _._._._._._.
(садака)

В этой трапезе премного
Благодати есть от Бога
Совершив ее, ребята,
Мы постимся до заката.

(Сукур)

Нелегко весь день поститься!
Солнце за реку садится,
На закате млад и стар
С нетерпеньем ждут _._._._._.
(Ифтар)

Вот название ворот.
В Рай сквозь них пройдет лишь тот,
Кто постился без обмана
Все денечки рамадана.

(Райан)

Эта ночь благодатью светится,
Она лучше тысячи месяцев.
Кто не спит в эту ночь и молится,
Тем великая милость откроется.
(Ляйлят аль Кадр)

После трапезы вечерней
Не ложатся люди спать.
Наполняются мечети –
Все идут намаз читать.
Непростой намаз, ребята,
Целых двадцать в нем ракатов!
(таравих)
Подведение итогов первого конкурса

Переходим ко второму заданию . Мы уже говорили, что рамадан – это месяц Корана. Теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете Книгу Аллаха, а заодно проверим, не забыли ли вы за лето школьную арифметику. Наш следующий конкурс называется «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ». Сейчас каждой команде (каждому игроку) я выдам листочки с заданиями. Внимательно прочитав задание, вам нужно будет составить пример, который в нем зашифрован и каждый, кто составит пример правильно, получит заветный шарик с буквой.

Для проведения этого раунда Вам нужно выбрать один из вариантов задания , соответствующий уровню знаний участников викторины, и распечатать его по числу команд или игроков. Для удобства в «Приложении к заданию №2» уже есть карточки с тремя вариантами задания, а здесь я приведу ответы.

Ответ к варианту №1: (99+40)-25=114

Ответ к варианту №2: (7+6)х3-9=30

Ответ к варианту №3: 17х2+23+6=63

Третий раунд . В священном Коране Аллах назвал поименно 25 пророков и сейчас мы проверим, кто из вас лучше знает их имена. Игроки (команды) поочередно будут называть имена пророков, упомянутых в Коране, и за каждый правильный ответ я выдам жетончик (вырезать заранее из «Приложения к заданию №1,3») Та команда (тот игрок), который наберет больше всех жетончиков и станет победителем в этом раунде. Сейчас мы посчитаемся, чтобы определить, кто из вас начнет называть первым. Ведущий считает детей:

В рамадане мы постимся:
Не ругаемся, не злимся,
Дома старшим помогаем,
Таравих-намаз читаем,
Чтоб к Аллаху ближе быть.
Выходи - тебе водить!
ОТВЕТ. Имена пророков: Адам, Нух, Худ, Салих, Айюб, Дауд, Сулейман, Идрис, Ибрагим, Лут, Исмаиль, Якуб, Юсуф, Айюб, Шуайб, Муса, Харун, Зуль-Кифль, Ильяс, Аль-Яса, Юнус, Захария, Яхья, Иса, Мухаммад.
Вместо жетонов можно использовать мячик – перекидывать друг другу, кто не может вспомнить имя - проиграл
Четвертый раунд . К каждому народу Аллах посылал пророка, который говорил «О мой народ, поклоняйтесь Аллаху и никому другому» Проверим, хорошо ли вы знаете народы к которым Аллах посылал пророков. В этом задании каждой команде (каждому игроку) будет вручен комплект карточек, на одних из них написаны имена пророков, а на других – названия народов, к которым они были посланы

Правильный ответ:

Самудяне – Салих,

Мадьяниты – Шуайб,

Жители Содома – Лут

Адиты – Худ,

Иудеи – Муса,

Арабы – Мухаммад.
Этот раунд можно провести в форме эстафеты. На один стул положить имена пророков, на другой названия народов.
Пятый раунд . Для того чтобы попасть в Рай , нам с вами нужно будет пересечь мост Сырат (можно напомнить, что это за мост), а для того, чтобы победить в этом задании вам нужно будет построить мост из букв арабского алфавита, разложив их по порядку. Шарик получит тот участник, который разложит все буквы правильно, без ошибок.

(см. «Приложение к заданию №5»)
Шестой раунд . В Раю текут прекрасные реки, о которых Аллах рассказывает нам в Коране. Там вода, которая никогда не бывает затхлой, самого приятного вкуса. В Раю есть река из сладкого вина, от которого не пьянеют и от которого не болит голова, еще есть река из меда. А чем наполнена четвертая из упомянутых в Коране рек? Сейчас я дам каждому игроку (команде) четыре карточки, а вы должны подумать (или посовещаться - минута на размышление), и отдать мне ту карточку, где верно указано, чем наполнена четвертая из рек Рая.
Седьмой раунд . В этом раунде вам будут выданы картинки с животными. (распечатать из «Приложения к заданию №7») Вы должны выбрать из них те картинки, на которых изображены животные, упомянутые в Коране.
Этот раунд можно провести в форме эстафеты. Все картинки с животными положить на один стул, игроки должны перенести на второй стул те картинки, на которых изображены животные, упомянутые в Коране.
Восьмой раунд . Это задание называется «Ответы в цифрах». Вам будут выданы карточки с цифрами от 1 до 5 и карточки с вопросами. Каждая цифра является ответом на один из вопросов. Вам нужно правильно совместить вопросы и ответы. (распечатать из «Приложения к заданию №8»)


  1. Сколько есть Богов, которым следует поклоняться?

  2. Сколько ракатов в утреннем намазе?

  3. Сколько ракатов в вечернем намазе?

  4. Сколько ракатов в ночном намазе?

  5. Сколько столпов Ислама вы знаете?

Девятый раунд . В этом раунде у вас есть шанс получить сразу два шарика с буквами. Сейчас вы вытянете билетики с вопросами и за правильный ответ получите шарик с буквой. Дополнительный шарик получит тот , кто дополнит ответ соперника, поэтому очень внимательно слушайте друг друга. Карточки с вопросами, приведенными здесь можно распечатать из «Приложения к заданию №9»
Что вы знаете о пророке Мухаммаде , да благословит и приветствует его Аллах?

Что вы знаете о Коране?

Что вы знаете об Аллахе?

Что вы знаете об Ангелах?
Десятый раунд . Это задание называется «Переправа». Для того, чтобы получить шарик вам нужно перейти на другую сторону реки. До второго берега пять шагов. Возьмитесь за руки (если играют команды). Я задам вам пять несложных вопросов и, за каждый правильный ответ вы сможете сделать шаг вперед.

Вот простые вопросы для этого раунда:


  1. Скажите слова шахады

  2. Как зовут последнего пророка, за которым мы следуем?

  3. Сколько раз в день нужно читать намаз?

  4. Сколько месяцев в году мусульмане должны поститься?

  5. Как называется сегодняшний праздник?

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЗАДАНИЯМ

Приложение к заданию №1,3 – Жетоны за верный ответ

Приложение к заданию №2 – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ


вариант №1

К числу имен Аллаха прибавьте возраст, в котором Мухаммад (صلى الله عليه وسلم) стал пророком. Из полученной суммы вычтите число посланников (мир им) названных в Коране поименно. У вас должно получиться число сур Корана.

вариант №2

К числу аятов первой суры Корана прибавьте число аятов последней суры Корана. Умножьте сумму на число аятов самой короткой суры Корана. От получившегося произведения отнимите номер единственной суры Корана, которая не начинается

с " بسم الله الرحمن الرحيم ". У вас должно получиться

число джузов Корана.


вариант№3

Общее число ракаатов во всех обязательных за день намазах умножьте на число ракаатов утреннего намаза. Результат сложите с числом лет, в течение которых Мухаммаду (صلى الله عليه وسلم) ниспосылалось Откровение. К получившейся сумме прибавьте число столпов имана. У вас должен получиться срок жизни пророка

Мухаммада (صلى الله عليه وسلم).

Приложение к заданию №4 – Пророки и их народы

Приложение к заданию №5 – Арабский алфавит


ا

ب

ت

ث

ج

ح

خ

د

ذ

ر

ز

س

ش

ص

ض

ط

ظ

ع

غ

ف

ق

ك

ل

م

ن

ه

و

ي

Приложение к заданию №6 – Реки Рая

МОЛОЧНАЯ

РЕКА


РЕКА

ИЗ КИСЕЛЯ


ШОКОЛАДНАЯ РЕКА

РЕКА ИЗ

КОКА-КОЛЛЫ


Приложение к заданию №7 – Животные, упомянутые в Коране





















Приложение к заданию №8 – Ответы в цифрах

Приложение к заданию №9 – Вопросы об исламе